Статья-размышление "Учить или развивать"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Уважаемые взрослые!
Предлагаю вам на мгновение вспомнить себя в возрасте до 7 лет.
В то время у детей не было компьютеров, планшетов, телефонов и прочих гаджетов. Что-то уже начинало появляться, только дети были счастливы и без этих «аксессуаров». Девочки могут вспомнить, как из мальвы делали себе куколок, при этом вместе с игровыми умениями развивались фантазия, воображение, творчество. Мальчики мастерили во дворах крепости, а игра в «войнушку» у них была по-доброму, без агрессии.
Технологии – это здорово: интернет, беспроводной телефон. Все это делает нашу жизнь более удобной, упрощает многое в работе и общении. НО! для ребенка важно научиться, в первую очередь, живому общению, творению своими руками. В отличие от компьютерных игр, ручной труд учит ребенка понимать важность созидания, и по-другому смотреть на мир, на отношения с окружающими людьми.
Сейчас дошкольник просит взрослых купить ему телефон, планшет, с видом несчастного, нелюбимого чада. Родители, как правило, ведутся на это, ведь у взрослых нет времени, чтобы заполнить пространство ребенка заботой, вниманием, сводить на улицу (одного страшно отпускать) или в гости. Гораздо проще отвлечь ребенка компьютерной игрой, мультфильмом.
Данные научных исследований, которые давно доказаны, показывают нам, что в возрасте до 7 лет человек получает 80% информации, до 17 лет – 10% информации, а высшее образование дает всего 5% информации.
Если родители не уделяют достаточно внимания ребенку дошкольного возраста (причины могут быть разные), то в будущем это внимание нужно будет отдать во сто раз больше или отношения «отцы-дети» будут, как в одноименном рассказе. Возможно, став взрослым человеку понадобится специалист для коррекции характера, отношений с окружающими. Не зря говорят, что все наши проблемы родом из детства.
Как помочь ребенку расти здоровым человеком во всех отношениях? Что делать взрослым: воспитывать, учить, развивать? Для передачи понятия «воспитывать» в Ветхом Завете использовалось 10 слов. Это понятие многогранно и в наше время, только задумываемся ли мы – взрослые о сложности воспитательного процесса?
Можно услышать мнение, что задача учебных заведений – учить, задача семьи – воспитывать. Только можно ли разграничить эти процессы и разделить между взрослыми, участвующими в судьбе ребенка? Если в обществе находится не очень умный человек, то окружающие это могут и не заметить, а вот присутствие человека невоспитанного сразу бросится в глаза. В детских садах специалисты выполняют различные функции: развивают, обучают, воспитывают. Семье необходимо поддерживать работу образовательных учреждений и быть для ребенка примером во всем: поведение в обществе, проявление эмоций на людях, чтение книг, как один из способов получения информации. Обратите внимание, какие фильмы смотрит ребенок вместе с вами?
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в главной деятельности дошкольника – в игре.
Современные дошкольники не умеют и не хотят играть. Произошло это не случайно, игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому – от старших к младшим. Неумение играть не лучшим образом отражается на психическом и личностном развитии детей. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам (открытым или заданным в игровой роли), именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие, приобщает к миру взрослых.
Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников. Нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности к окружающему миру. Дети могут без особой причины ударить товарища, отнять игрушку, при этом не испытывая каких-либо переживаний. Можно представить, какие последствия (в том числе и социальные) может иметь подобное детское поведение.
Однако для родителей часто главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, выраженная в умении считать, читать, писать, выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» препятствует нормальному школьному обучению, дети часто теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Когда нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - такие дети боятся и ждут указаний взрослого. Такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будут иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Детство – самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложится в детские годы, часто невозможно будет вложить во взрослого человека. Надо понимать, что лишая маленького ребёнка игры и заставляя его учиться, мы забираем у него детство, тем самым забирая у него целый мир детских переживаний, стремлений, отношений и лишаем его возможности стать полноценным человеком.
Вы не получите четких инструкций и указаний, «что же делать»? Рождение ребенка- это чудо, его нельзя сравнивать с серийным выпуском, например, автомобилей, сравнивать детей между собой. У каждого человека индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать, а не искать универсальные подходы развития. Кто-то готов к школе в 6 лет, кому-то в 8 сложно адаптироваться к школьной жизни, одни дети в 5 лет выдвигают предположения и играют в игры, которые другим детям и в 10 лет будут сложны и непонятны.
Можно сказать с уверенностью, смотрите на себя, будьте для ребенка примером, другом, помощником. Развивайте в нем лучшее: умение выбирать нужное и необходимое из многообразия окружающего мира, умение сострадать чужому горю, умение высказывать свои мысли, чувства, потребности, относится к другим людям внимательно, уважать старшее поколение.
Проводите больше времени со своими детьми, чтобы в будущем они проводили больше времени со своими родителями.
Литература: Смирнова Е.О. проф., д.п.н.,зав.лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"
Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...
Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"
«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...
Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.
игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...
Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...
Развивая пальчики развиваем речь
Взаимодействие с родителями...
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...
Комментарии
Очень хорошая статья.
Очень хорошая статья.
Анастасия Сергеевна,
Анастасия Сергеевна, благодарю Вас за отзыв! Приятно)