Проблемы развития детского творчества у дошкольников
статья на тему

            Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

            В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. Одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях. Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Оно служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

           Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

          Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми  является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее "живое" звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28

«Лесная сказка»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Проблемы развития детского творчества у дошкольников

                                                             Подготовила:

                                                                   Штейникова Т.Н.

                                                                                        воспитатель 1 кв. категории,

                                                                                                                                 


            Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

            В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. Одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях. Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Оно служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

           Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

          Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми  является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее "живое" звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

          Развитие детского музыкального творчества – одно из главных задач воспитания.

          Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. 
         Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие ”музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей ”творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

         В структуру музыкальности включается три основные музыкальные способности:

- ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

-  музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; 
чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

         У каждого нормального человека, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути ее развития.

         Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

         Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к  музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально – эстетического сознания.

          Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

          Как решаются проблемы детского музыкального творчества? Начнем с того, что занятие всегда начинается  с музыкального приветствия песенкой «Здравствуйте, ребята!» Что же это даёт? Все очень просто, уже с первого шага в музыкальный зал дети чувствуют атмосферу, настраиваются на определенный ритм. Это очень дисциплинирует детей. 

          Самый сложный момент занятия, и очень ответственный это – слушание.
Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни, или пьесы они учатся любить, понимать и осознавать музыку.

           Первая задача — пробудить у детей интерес к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений.

           Вторая задача — поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

           Третья задача — привить ребенку вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, исполнять для него высокохудожественные музыкальные произведения.

          Четвертая задача — познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией. 

           Именно во время слушания из детей просто ключом бьет фантазия. Они могут услышать в музыке то, о чем взрослый человек просто не догадывается. 

           Дополнения психолога о пользе слушания музыки. В процесс обучения включен такой момент как музыкальная дидактическая игра. В чем её суть, в том, что в игровой форме мы учим детей очень серьезным музыкальным вещам. Например, длительность нот, «Простучи свое имя».

            Также это правильная посадка во время пения и дыхательная гимнастика.
Казалось, наши дети просто держаться за животики, но при этом они узнают, откуда берется дыхание и правильный звук. И не надо никаких сложных слов: положите руки на диафрагму и прочувствуйте взятие звука.
           Особенность ребенка в том, что он не может долгое время заниматься чем то одним. Он просто устаёт. Его внимание ослабевает, теряется интерес к процессу,  допустим разучиванию песни. Поэтому его внимание переключается на совершенно новый вид деятельности, который им кстати сказать, всем очень нравится. Это пальчиковые игры.

           Также с детьми разучиваются танцевальные движения. И завершает музыкальное занятие игра. Развить умения и навыки – это не самое главное, гораздо важнее пробудить интерес к творчеству детей.

           Главная цель – это доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вкус и любовь к прекрасному.

            Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкального творчества будет сформировано музыкально – эстетическое сознание и это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.


Список использованной литературы:

  1. Школа творческого воспитания (Комарова Т. С.), М., 2003.
  2. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления у детей (игры и упражнения). – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
  3. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Молодая гвардия, 1997.
  4. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности. Свердловск: УГПИ, 2008.
  5. Диагностика психологических особенностей дошкольника (Урунтаева Г.А.), М.: Издательский центр « Академия», 1997.

           

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема развития детского музыкального творчества

Мы, музыкальные руководители всегда часто сталкиваемся с проблемами детского музыкального творчества и в этом материале я хочу показать, как я спарвляюсь с ними....

Развитие детского творчества в процессе экологического воспитания дошкольников

Материал предназначен для воспитателей детских садов, а также родителей воспитанников....

Проблемы развития изобразительного творчества у дошкольников

В статье рассматривается проблемы развития изобразительного творчества у дошкольников. Автор раскрывает формы развития изобразительного творчества детей....

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье описываются проблемы детского изобразительного творчества детей предшкольного возраста. Выделяются задачи рисования детей 5-7 лет  по Т. С. Комаровой....

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

В статье обобщается научный материал, раскрывающий проблему развития музыкальности у воспитанников детского сада, обосновывается ее актуальность в работе с детьми старшего дошкольного возраста; ...

Роль декоративного искусства в развитии детского творчества у дошкольников

Дошкольный возраст - это начало всестароннего развития и формирования личности. В этот период деятельность представлений, воображения,мышлени, памяти, речи в комплексе приводит к формированию чувствен...

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...