Проблемы развития изобразительного творчества у дошкольников
статья на тему

Егорова Елена Павловна

В статье рассматривается проблемы развития изобразительного творчества у дошкольников. Автор раскрывает формы развития изобразительного творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_-statyaulyanovsk.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Елена Павловна,

Воспитатель

МБДОУ д/с № 18 «Аленушка»

г. Ульяновск

e-mail: elena15051984@bk.ru

Проблемы развития изобразительного творчества у дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается проблемы развития изобразительного творчества у дошкольников. Автор раскрывает формы развития изобразительного творчества детей.

Ключевые слова. педагог, изобразительное творчество, дошкольная образовательная организация, методическая работа.

Проблема развития творчества всегда занимала исследователей и педагогов,  а творческая личность ценилась во все времена, однако в наше время,  в условиях научно-технического прогресса и социально-экономических преобразований, необходимость формирования творчески активной личности, способной к гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, ощущается особо.

 Ориентация на творчество  сегодня, в связи с введением ФГОС дошкольного образования, является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного.[10, с. 17]

 К числу приоритетных стратегий модернизации современного образования относится направленность на развитие творческого потенциала дошкольников, как определяющего условия гибкой адаптации к быстро меняющимся реалиям социума. Актуальность и значимость этой задачи отражается в научных публикациях и может быть аргументирована фактами государственной поддержки много аспектных исследований по проблематике творчества.

 В «Конвенции о правах ребенка» акцентировано внимание на реализации индивидуальности формирующейся личности: «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (статья 29). [3,c. 48]

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С.Комарова и др. В современных педагогических и психологических исследованиях Г.Г.Григорьевой, доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. [2,с. 272]

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Для того чтобы развивать изобразительное творчество необходима особая организация этой деятельности, поиск новых способов художественного выражения. Однако на практике к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на развитии изобразительного творчества.

Рисовать   можно   все,   что   угодно,   особенно   мягкое   и пушистое.
АКВАРЕЛЬ С СОЛЬЮ.  Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.

Сначала необходимо провести предварительную работу. На лист бумаги нанести красками пятна ярких цветов. Когда краска высохнет, необходимо натереть поверхность листа свечой без просветов. В шампунь добавить тушь или гуашь, хорошенько размешать и покрыть этой смесью парафиновый лист. Холст готов.

После того, как лист высохнет, можно приступать к рисованию, вернее к процарапыванию, темы разнообразные.

Все эти задания позволяют детям проводить свои первые исследовательские работы.

Мы рассмотрели, каким образом  в современных парциальных программах решается вопрос о развитии изобразительного творчества через использование нетрадиционных способов и техник рисования в программах для дошкольников

Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод, что нетрадиционные способы и техники в современных вариативных программах  для ДОУ используются, но в большинстве случаев не в системе, а эпизодически.

В психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как способность человеческой личности, как производное интеллекта, как креативность личности, как совокупность свойств личности, обеспечивающих её включение в этот процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Считая творчество необходимым условием существования каждого человека, Л.С. Выготский отмечает, что оно «живёт в самом человеке, носит личностный характер», является «уделом всех в большей или меньшей степени». Оно несёт человеку большие радости, хотя потребность в нём не всегда совпадает с возможностями творчества. [1, с. 93]

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.

Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования О.М.Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.[5, с. 52-59]

Подводя итог можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

Список литературы:

  1.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-e изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 272с.
  3. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.  -  М.: Педагогическое общество России, 2007. – 48 с.
  4. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : Дис. д-ра пед. наук .– Москва, 2002. – 437 с.
  5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. – 1988. –  № 6. –  С. 52 – 59.
  6. Казакова Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. – М.: Прометей, 1991. – Ч. 1. - С.42.
  7. Комарова Т. О развитии способностей к изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. — 1990. — №6. — С. 44-50.
  8. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. – 1992 №№ 7,8. – С. 11-20
  9. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества дошкольников»

ДОКЛАД на научно - практическую конференцию работников отдела образования городо Свободного...

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Проблемы развития детского творчества у дошкольников

          Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь ...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....

Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольников

Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольниковВ настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связ...

Выступление на педсовете "Развитие интереса к изобразительному творчеству у дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками"

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками В истории дошкольной педагогики проблема творчества все...