К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
статья (старшая группа)

 В статье обобщается научный материал, раскрывающий проблему развития музыкальности у воспитанников детского сада, обосновывается ее актуальность в работе с детьми старшего дошкольного возраста; представлена характеристика основного понятий исследования; раскрыто содержание и структура феномена «музыкальность».

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация: В статье обобщается научный материал, раскрывающий проблему развития музыкальности у воспитанников детского сада, обосновывается ее актуальность в работе с детьми старшего дошкольного возраста; представлена характеристика основного понятий исследования; раскрыто содержание и структура феномена «музыкальность».

        Ключевые слова: музыкальность, процесс развития музыкальности, дети старшего дошкольного возраста, музыкальное воспитание, музыкально-игровая деятельность.

Модернизация системы образования, связанная с процессами гуманизации, демократизации общественной жизни повлекла за собой необходимость пересмотра содержания не только общего образования, но и дошкольного обучения и воспитания детей, безусловно, на современном этапе нуждающиеся в совершенствовании сложившихся традиционных, а также создании новых форм, активных методов и современных технологий, которые давали бы возможность овладения знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

С точки зрения ученых, базовая культура человека, как основа всех видов мышления, начинает закладываться еще в дошкольном возрасте. Обозначенный период является наиболее сензитивным к восприятию искусства, в первую очередь, музыкального, из-за своего огромного эмоционального воздействия. Именно музыка, как неоднократно подчеркивается в научно-методической литературе, обеспечивает оптимальное развитие как интеллектуальной, так и эмоциональной сфер растущей личности. В то же время ее особая восприимчивость к звучащей музыке, способность переживания и повышенная впечатлительность от услышанного, свидетельствует об уровне развитии музыкальности подрастающего поколения.

В связи с этим, развитие музыкальности является одной из первостепенной задач системы дошкольного образования, т.к. пронизывает все этапы становления личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Проблема развития музыкальности на обозначенном периоде становления личности обосновывается тем, что необходимо развивать у дошкольников природные задатки, к тому же только систематическая работа при условии целенаправленного руководства со стороны музыкального руководителя обеспечит успешность исследуемого процесса.

К настоящему времени накоплен обширный материал, раскрывающий феномен «музыкальность». В науке и практике существуют различные подходы к его трактовке. Это связано с тем, что данный термин во все времена являлся центром внимания исследователей. Вопрос о том, что это такое с точки зрения психических функций, остается дискуссионным и в настоящее время. Раскрывая исследуемое понятие, следует отметить, что существуют две позиции на природу музыкальности:

- одна из них рассматривала ее как совокупность отдельных несвязанных между собой «талантов» [5].

 - другая - как целостное свойство личности [6].  

Г. Ревеш, разграничивая понятия «музыкальность» и «музыкальная одаренность», утверждал, что музыкальная одаренность включает музыкальность, однако точного толкования исследуемого нами феномена не дал, высказав лишь ценную мысль, что это понятие включает способность эстетически наслаждаться музыкой [по 2, с.27].

Кроме того в области психологии активно изучается еще один аспект музыкальности – врожденность или приобретенность этого качества, причем сторонники врожденности (К. Сишор и Г. Ревеш) весьма скептично относились к возможности ее развития, а приверженцы приобретенности (А. Марс и С. Надель), отрицая роль врожденных факторов, отдавали приоритет музыкальному обучению и воспитанию. Следовательно, музыкальность как специфическое свойство человека обусловлена не только природными предпосылками, но и культурным влиянием.

В изучении основного понятия нашего исследования нельзя не отметить труды русского психолога Б.М. Теплова, создавшего классическую теорию музыкальности и музыкальных способностей. Выдающийся ученый в своем трактате «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) научно обосновал и раскрыл понятие «музыкальность». Он не только рассматривал его с двух сторон – музыкально-слуховой и эмоциональной во взаимном единстве как целостное образование, но и определил «ядром» музыкальности «эмоциональную отзывчивость на музыку», где главное – «способность переживания музыки как выражения некоторого содержания» [8, с.53]. В тоже время эмоциональное переживание тогда будет музыкальным, - подчеркивал психолог, - когда оно является переживанием выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоцией во время восприятия музыки.

Впоследствии А.Л. Готсдинер, исследуя этот феномен, констатировал, что она «выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее» [1, с.25]. В свою очередь В.И. Петрушин понимал ее как способность «музыкаленного восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов»  [4,с.211].

М. С. Старчеус, обобщая опыт исследования музыкальности, пишет о том, что «музыкальность представляет собой совокупность музыкальных способностей, комплекс относительно самостоятельных индивидуально-психологических свойств, требуемых для занятий музыкальной деятельностью», причем, «музыкальность» относится преимущественно к «качеству восприятия, переживания и исполнения музыки»; «вся совокупность музыкальных способностей объединяется в понятии «музыкальный интеллект». В данном ракурсе мы разделяем ее мнение о том, что музыкальность как комплекс способностей преобразуется в свойство понимать и истолковывать музыку как искусство моделирования жизни, как особое мировосприятие, как проявление специфического музыкального интеллекта, сопоставимого с интеллектом в широком смысле слова [2, с.153].

Исследуя существующие в то время взгляды на музыкальность,            Б. М. Теплов делает ряд выводов, важных для нашего исследования:

- музыкальность есть некоторая индивидуально-психологическая характеристика личности, являющаяся следствием определённого сочетания способностей;

- музыкальность зависит от врождённых индивидуальных задатков человека, но, как и любая другая способность, поддаётся развитию в процессе обучения и воспитания;

- проблема музыкальности вмещает в себя главный вопрос её качества, что обосновывает необходимые пути её развития.

 Качество музыкальности личности – вот вопрос, который должен, в первую очередь, интересовать педагога и исследователя. Несмотря на тщательный разбор данного феномена, ученый все-таки констатировал: «исчерпывающее определение музыкальности является сложнейшей и важной задачей музыкальной психологии» [8, с.30].

Обобщая рассмотренные выше толкования исследуемого феномена, отметим: многие авторы признают, что музыкальность – это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой. Однако природа и структура занятий определяется ими по-разному. Если Б.М. Теплов в определении музыкальности опирался на звуковую природу музыкальных способностей, то другие исследователи предполагают в качестве таковой эмоционально-двигательную.

В научной литературе представлены различные структуры музыкальности. Так, С.И. Науменко выделяет следующую систему иерархически соподчиненных общих и специальных (собственно музыкальных) способностей  [6].

Иная структура музыкальности представлена в работах                    Ю.А. Цагарелли, в которую автор включает шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух и  музыкально-ритмическую способность; эмоциональную отзывчивость; музыкальную память,  мышление и воображение [9, с.93].

В контексте нашего исследования особое значение мы придаем концепции Б.М. Теплова, согласно которой в основе музыкальности лежат три частные способности:

- звуковысотный тембровый и мелодический слух, вмещающиеся в обобщённое понятие ладового чувства;

- способность к музыкальным слуховым представлениям (внутренний слух), данная способность образует ядро музыкальной памяти и музыкального воображения;

- музыкально-ритмическое чувство, т. е. «способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его». Именно они, как считает ученый-психолог, образуют стержень музыкальности, т.е. способность воспринимать смысловое содержание музыки [8, с. 211].

Следует отметить, что понятие «музыкальный слух» употребляется в двух смыслах: в широком смысле – это совокупность звуковысотного тембрового и динамического слуха; в узком - это звуковысотный слух. И узкое понимание сегодня превалирует, ибо именно звуковысотность типична для музыки. Это базовая способность, необходимая для музыкальных занятий [26, с.42].

В тоже время основной признак музыкальности, с точки зрения       Б.М. Теплова, заключается в «переживании музыки - как выражения некоторого содержания». Ее нельзя свести к одной или нескольким способностям. Отмечалось, что человек рождается только с задатками музыкальности, но если задатки есть, то она поддается развитию. Ученый выделял более общие и более частные моменты в развитии музыкальности:

1) богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, волевые особенности (т. е. то, что относится к свойствам личности);

 2) специфические музыкальные способности.

Раскрывая сущность исследуемого феномена, добавим, что               Б.М. Теплов рассматривал «музыкальность», как следствие определенного сочетания способностей, которые участвуют в любой художественной деятельности. Он приводит неоспоримый факт связи музыкальности не только с занятиями музыкой, но и с любым видом музыкальной деятельности, в том числе театральным, хореографическим искусством, звукорежиссурой, музыкальными видами спорта и др. Всё это говорит о взаимопроникновении свойств и качественных характеристик, присущих различным видам деятельности. Таким образом, музыкальность как специальная способность личности имеет универсальное проявление в человеческой деятельности:

- обеспечивает адекватное восприятие и осмысление аудиовизуальной информации – интонаций речи и музыкального языка;

- способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памяти;

- стимулирует воображение и развитие образной сферы человека;

- активно содействует развитию эмоционально-волевых качеств и работоспособности личности, регуляции ее поведенческих реакций;

- участвует в формировании ценностных ориентаций.

Музыкальность входит в структуру общих способностей личности и должна анализироваться, как писал Б.М. Теплов, только с точки зрения анализа музыкальной деятельности. «Способность существует только в развитии, … развитие осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности» [8, с.20].

В контексте нашего исследования развить музыкальность дошкольников – это значит научить сознательно оперировать результатами музыкальных впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения; раскрыть индивидуальность ребенка как творческой личности.

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

1. Музыкальность как специальная  способность, входящая в структуру общих способностей личности, представляет собой сочетание индивидуально-психологических личностных характеристик, основывающихся на врождённых задатках человека.

2. Музыкальность в широком смысле трактуется как «музыкальный интеллект» и является основой высокоинтеллектуальной деятельности по освоению произведений искусства.

 3. Музыкальность основывается на качестве трёх составляющих её индивидуальных специальных характеристик: ладового чувства, музыкальных слуховых представлений, ритмических ощущений или ритмического чувства.

 4. Музыкальность, как и любая другая способность, развивается в профильной деятельности и предполагает развитие трёх вышеназванных сторон: ладового чувства, слуховых представлений, ритма.

 5. Для развития музыкальности как многосторонней способности личности необходима специальная музыкальная деятельность.         

Учитывая то, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, в контексте нашего исследования акцентируем внимание на музыкально-игровой деятельности, обеспечивающей, с нашей точки зрения, успешное развитие музыкальности  старших дошкольников.

Организация музыкально-игровой деятельности старших дошкольников должна быть обусловлена четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог-музыкант, и если какой-либо компонент музыкальности  недостаточно развит, он имеет возможность варьировать задания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволят поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

В музыкальном воспитании дошкольников традиционно используются различные формы музыкально-игровой деятельности: игры со словом, пальчиковые игры, музыкальные подвижные игры с правилами, сюжетные музыкальные игры с пением, хороводные игры с пением, музыкально-дидактические игры. В итоге, все они, обладая каждый своей спецификой, несомненно, способствуют развитию музыкально-творческих способностей детей. К тому же, именно активное участие старших дошкольников в музыкально-игровой деятельность, с нашей точки зрения,  позволит  совершенствовать процесс развития музыкальности старших дошкольников в детском саду.  

Список источников и литературы

1        Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – МИП «NB Магистр», 1993, - 190 с.

2        Кирнарская, Д.К., Киященко, Н.И., Тарасова К.В. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова.- М: Академия, 2003.-368с.

3        Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учебных. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд.,испр. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

4        Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин - М.: Владос, 1997. -384с.

5        Психологическая характеристика музыкальности.- – URL: https://helpiks.org/9-7529.html (дата обращения: 28.02.20)

6        Психологическая характеристика сущности и развития музыкальности как целостного свойства и как комплекса музыкальных способностей личности. – URL: https://studme.org/232053/psihologiya/psihologicheskaya_harakteristika_suschnosti_razvitiya_muzykalnosti_tselostnogo_svoystva_kompleksa_muzykal (дата обращения: 01.03.20)

7        Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного  возраста:  Учебник  для  студентов  высших  учебных  заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова.  – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

8        Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов  – М.-Л., 1947. - 355 с.

9        Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли - Изд. «Композитор- Санкт-Петербург», 2008. - 212с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Музыкально- игровая деятельность дошкольников в детском саду.

Статья рассматривает механизм игры, влияющий на личность ребёнка....

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в перву...