Роль декоративного искусства в развитии детского творчества у дошкольников
статья
Дошкольный возраст - это начало всестароннего развития и формирования личности. В этот период деятельность представлений, воображения,мышлени, памяти, речи в комплексе приводит к формированию чувственного этапа познания мира.Ребёнок познаёт мир таким, каким его видит. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, родному краю, уважение к старшему поколению, к традициям. Народное искусство является одним из источников гармоничного развития личности воспитанника.Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартное мышление, свободу, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать. Способствует творческому воображению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dekorativno_prikladnoe_isskustvo.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль декоративного искусства в развитии детского творчества у дошкольников.
Декоративно – прикладное искусство, живет рядом с человеком, храня его историю, традиции, культуру, уходя глубоко корнями в далекое прошлое. Но, в тоже время остается и с нами, не теряя своей красоты, таинственности, вдохновения и восхищения.
Творческая деятельность декоративно – прикладного искусства широка и многогранна, она охватывает разнообразные предметы окружающего мира. Это и замечательная посуда из гжели и дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки, и красавицы матрешки, и богородский промысел и многое другое. Вся эта завораживающая красота околдовывает мир художественным, эстетическим развитием. Художественно – эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными, красивыми, способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием прекрасного. Изделия народного искусства пропитаны любовью к Родине, к красоте, культуре, традициям нашего края.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность представлений, воображения, мышления, памяти, речи в комплексе приводит к формированию чувственного этапа познания мира. Ребёнок стремится представить мир таким, каким он его видит. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, родному краю, уважение, к старшему поколению, к традициям. Народное искусство является одним из источников гармоничного развития личности воспитанника. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартное мышление, свободу, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать. Оно способствует развитию творческого воображения. Перед ребенком раскрывается мир полный красочного восприятия. Всю эту красоту ребенок отражает в своих творческих работах, в игре, в общении со сверстниками, в уважении к старшему поколению, в любви к природе, к родному краю.
Народно искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. Знакомство с декоративно - прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру.
Одной из первых, кто выступил за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду известный педагог Е.А. Флерина. Она считала, что обучая воспитанников декоративному рисованию, необходимо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают различными способами изображения, что в процессе занятий по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством способствует, приобретению навыков и умения, необходимых для создания узоров.
А.П. Усова давала высокую оценку роли декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников. В своих книгах она писала, что детям пока недоступны обширные понятия о Родине, поэтому воспитание на этой ступени состоит в том, чтобы подготовить их для усвоения этих знаний – воспитание в среде ярких образов и красок.
Все больше знакомясь с произведениями народных мастеров, понимаешь, что, декоративно – прикладное искусство способствует художественному воспитанию детей, ведь в основе заложены все закономерности народного искусства – ритм и симметрия. Оно доступно детскому восприятию, потому что несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах, раскрывает ребенку прелесть красоту окружающего мира.
Приобщение воспитанника в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно - творческих способностей.
Прежде чем воспитателю правильно организовать работу с воспитанниками, педагогу необходимо иметь знания о художественно-выразительных особенностях декоративно – прикладного искусства. Конечно, многое зависит, как и какие методы, формы, технологии использует педагог в работе с детьми.
На мой взгляд, в работе по декоративно - прикладному искусству будут эффективны такие методы, как: метод беседы, метод игры, метод наглядности, практический и словесный метод. Интересны и познавательны для детей посещение выставки и музея. У ребят лучше закрепляется материал, который был заранее преподнесен педагогом. Не менее эффективным является и дидактические игры и упражнения, разнообразные беседы об истории, традициях декоративно-прикладного искусства. Инновационные технологии, так же эффективны в развитии творчества. Одним из примеров может быть инновационный плакат, на котором можно поместить материал об нескольких видах декоративно-прикладного искусства и поместить на нем и информацию об этих промыслах, и познавательное видео, и игры (например, найди четвертый лишний), разместить загадки, физминутки, стихи про декоративно - прикладное искусство. Безусловно, вся построенная работа зависит от знания, опыта и творчества педагога.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка. Обладает эстетической, нравственной, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры, традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту - приносит людям радость.
Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством, вспоминаются строки замечательного советского педагога Василия Александровича:
«Истоки творческих способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руке, тем умнее ребенок».
(В.А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития детского творчества у дошкольников
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь ...
Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества
декоративное творчество...
Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».
Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....
Влияние народного искусства на развитие детского творчества
В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....
Презентация "Влияние народного искусства на развитие детского творчества"
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....
Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...
Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...