Значение развития мелкой моторики рук у дошкольников
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_u_doshkolnikov.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7»Кораблик» Белова Ольга Константиновна |
Консультация для родителей
«Значение развития мелкой моторики рук у дошкольников»
Речь играет важную роль в жизни человека, она очень сложна по своей структуре. Любое отклонение от нормы развития одной из её сторон или функций ведет к задержке или недоразвитию других, а иногда даже к задержке умственного развития ребенка. Тяжелые расстройства речи могут не только задержать интеллектуальное развитие ребёнка и травмировать его психику, но и отрицательно сказаться на всем процессе формирования личности, часто накладывая серьёзный отпечаток на её последующую деятельность.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицу, с трудом собирают мелкие детали конструктора, мозаику. Они испытывают трудности на занятиях по изобразительной деятельности, отстают от других детей, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на освоение письма, формирует школьные трудности.
Вот почему родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики детей.
Для занятий по формированию сложно скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
❖ Не заставлять ребёнка заниматься «через силу». Выбирать те упражнения, которые доступны детям, постепенно усложняя задание.
❖ Регулярно заниматься с ребёнком.
❖ Контролировать результат выполнения упражнения ребёнком в процессе совместных с ним занятий.
❖ Длительность занятий для детей до 3 лет не более 5 минут. Со старшими детьми длительность занятий возрастает.
❖ Темп выполнения зависит от индивидуальных возможностей малыша.
❖ Не забывайте подбадривать ребенка во время занятий.
❖ Четко и внятно объясняйте задание.
❖ Объяснение и проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
В семье тренировку пальцев рук нужно начинать с детьми как можно раньше.
Приведу пример игр для развития мелкой моторики рук детям от двух лет.
« Переложи игрушки» | Ребенку предлагают правой рукой положить в сосуд мелкие пуговицы и фишки. Затем предметы высыпают на стол и ребёнок выполняет задание левой рукой. |
«Забей мяч в ворота» | Играющий прокатывает мяч (шарик) по столу так, чтобы попасть в ворота на некотором от него расстоянии. |
«Перебираем крупу» | Ребенку предлагают разделить смесь из мелких предметов на две части (гречка и рис, крупные и мелкие бусинки и т.п.), положив их в пустые коробочки. Работать необходимо одновременно правой и левой рукой. |
«Разорви лист по линиям» | Ребёнок разрывает лист на части по нарисованной линии. |
«Смотай клубок» | Задание выполняется поочерёдно правой и левой рукой. |
«Строитель» | Детям предлагают собрать из мелких кубиков башню, колодец и т.д. |
« На морском берегу» | Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, рыбку. |
«Шнуровка» | На дощечке с отверстиями дети упражняются в шнуровке разными способами: крестиком, через край, в каждое второе отверстие и т.д. |
«Рыболов» | Ребёнок сачком перекладывает рыбки из одной коробки в другую. |
«Составление фигурок из счётных палочек или спичек» | Ребенок выкладывает на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки: квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, очки, домик и т.п. |
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
❖ изготовление бус;
❖ собирание матрёшек, пирамидок, мозаик;
❖ упражнения в застёгивании молний и кнопок;
❖ лепка и аппликация;
❖ обведение лекал с последующей их штриховкой;
❖ игра с наборами мелких фигурок;
❖ работа с дошкольными прописями.
Таким образом, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития малыша.
Литература.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
Вершинина С.Е., Деркунская В.А. Технология организации интегрированной деятельности старших дошкольников. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития мелкой моторики дошкольника
пути развития...
"Значение развития мелкой моторики у дошкольников"
Проект мероприятия с родителями - Собрание-практикум - Значение развития мелкой моторики у дошкольников - Средняя группа...
Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников
Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей....
Что такое мелкая моторика? Значение развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
что такое мелкая моторика...
Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения пальцами рук, ног и кистями в результате скоординированных дейс...
Родителям о значении развития мелкой моторики рук у дошкольников
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...