Значение развития мелкой моторики рук у дошкольников
консультация на тему

Ольга Константиновна Белова
Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано с развитием речи . Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_u_doshkolnikov.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель МБДОУ

  детский сад № 7»Кораблик»

Белова Ольга Константиновна

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики рук у дошкольников»

 Речь играет важную роль в жизни человека, она очень сложна по своей структуре. Любое отклонение от нормы развития одной из её сторон или функций ведет к задержке или недоразвитию других, а  иногда даже к задержке умственного развития ребенка. Тяжелые расстройства речи могут не только задержать интеллектуальное развитие ребёнка и травмировать его психику, но и отрицательно сказаться на всем процессе формирования личности, часто накладывая серьёзный отпечаток на её последующую деятельность.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицу, с трудом собирают мелкие детали конструктора, мозаику. Они испытывают трудности на занятиях по изобразительной деятельности, отстают от других детей, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на освоение письма, формирует школьные трудности.

Вот почему родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики детей. 

Для занятий по формированию сложно скоординированных движений руки можно дать  следующие рекомендации.

  Не заставлять ребёнка  заниматься «через силу». Выбирать те упражнения, которые доступны детям, постепенно усложняя задание.

  Регулярно заниматься с ребёнком.

  Контролировать результат выполнения упражнения ребёнком в процессе совместных с ним занятий.

  Длительность занятий для детей до 3 лет не более 5 минут. Со старшими детьми длительность занятий возрастает.

  Темп выполнения зависит от индивидуальных возможностей малыша.

  Не забывайте подбадривать ребенка во время занятий.

  Четко и внятно объясняйте задание.

  Объяснение и проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

В семье тренировку пальцев рук нужно начинать с детьми как можно раньше.

Приведу пример игр для развития мелкой моторики рук детям от двух лет.

 

« Переложи игрушки»

Ребенку предлагают правой рукой положить в сосуд  мелкие пуговицы и фишки. Затем предметы высыпают на стол и ребёнок выполняет задание левой рукой.

«Забей мяч в ворота»

Играющий прокатывает мяч (шарик) по столу так, чтобы попасть в ворота на некотором от него расстоянии.

«Перебираем крупу»

Ребенку предлагают разделить смесь из мелких предметов на две части (гречка и рис, крупные и мелкие бусинки и т.п.), положив их в пустые коробочки. Работать необходимо одновременно правой и левой рукой.

«Разорви лист по линиям»

Ребёнок разрывает лист на части по нарисованной линии.

«Смотай клубок»

Задание выполняется поочерёдно правой и левой рукой.

«Строитель»

Детям предлагают собрать из мелких кубиков башню, колодец и т.д.

« На морском берегу»

Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, рыбку.

«Шнуровка»

На дощечке с отверстиями дети упражняются в шнуровке разными способами: крестиком, через край, в каждое второе отверстие и т.д.

«Рыболов»

Ребёнок сачком перекладывает рыбки из одной коробки в другую.

«Составление фигурок из счётных палочек или спичек»

Ребенок выкладывает на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки: квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, очки, домик и т.п.

     

    Развитию  мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:

  изготовление бус;

  собирание матрёшек, пирамидок, мозаик;

  упражнения в застёгивании молний и кнопок;

  лепка и аппликация;

  обведение лекал с последующей их штриховкой;

  игра с наборами мелких фигурок;

  работа с дошкольными прописями.

                   Таким образом, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и  положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития малыша.

Литература.

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

     Вершинина С.Е., Деркунская В.А. Технология организации интегрированной деятельности старших   дошкольников. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Проект мероприятия с родителями  - Собрание-практикум - Значение развития мелкой моторики у дошкольников - Средняя группа...

Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников

Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей....

Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения пальцами рук, ног и  кистями в результате скоординированных дейс...

Родителям о значении развития мелкой моторики рук у дошкольников

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...