ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (младшая группа)

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения пальцами рук, ног и  кистями в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. По отношению к мелкой моторики кистей и пальцев рук чаще применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (захват предмета) до очень сложных движений (рисование).

Развитие мелкой моторики играет большую для общего развития ребёнка, а также развитие мелкой моторики ребенка способствует повышению уровня владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. В дальнейшем является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей и способностей ребенка считается период от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще не сформирована до конца. Поэтому в этом возрасте важно развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокими скачками физического и психического развития. У ребенка повышается активность, усиливается её целенаправленность; движения становятся более разнообразными и координированными, в том числе и мелкая моторика руки. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное взаимодействие. Наиболее важное достижение в этом возрасте то, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В этом же возрасте происходит совершенствование мелкомоторных функций рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить достаточно точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом. Как правило ребёнок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа над развитием мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Центры головного мозга, которые отвечают за речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому занятия и упражнения, в которых участвуют маленькие пальчики малыша, важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода младшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, которые требуют согласованных действий рук, возрастает. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

К 3 годам, движения пальцев детей становятся немного похожи на движения взрослого человека. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.

До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он чаще использует пальцы. Дошкольники от 3 до 5 лет пробуют рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей, благодаря которому, движения рук выполняются под контролем зрения. Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 3 лет и даже 4 должно соответствовать следующим нормативным требованиям:

 -Стучит предметом о предмет.

–Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.

-Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.

-Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.

-По аналогии строит мостик из 3 кубиков.

-Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.

-Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.

 -Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

-Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.

 Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

-нарушена техника движений;

 -страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;

-диагностируются недостатки психомоторики; -плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;

-слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;

-неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;

 -затруднения при использовании ножниц.

Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Выбор необходимых способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: у каждого есть свои качества, свой уровень развития, свой первоначальный сенсорный опыт. Важно чтобы занятия были систематическими, это поможет формированию необходимых моторных функций, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте обучение лучше и правильнее всего организовывать в игровой форме: занятия должны вызывать у ребенка положительные эмоции, он должен быть полностью вовлечен в процесс. На помощь придут дидактические игры, помогающие совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Взрослые должны стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой.

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика: Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений: Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность.Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия: Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука. Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).

Игры с мелкими предметами Это могут быть– бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками: В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание: Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку..

Работа с бумагой: Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом: Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком: Рисование на песке пальчиками. пересыпание из одной ладошки или емкости в другую. Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка: Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Сначала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке.

Игры с прищепками: Ребенку можно давать различные задания-снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку, подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п., делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук:Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников....

Значение развития мелкой моторики рук у дошкольников

Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано с развитием речи . Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь....

Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Значение развития мелкой моторики у младших школьников

На сегодняшний день, приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Родителям о значении развития мелкой моторики рук у дошкольников

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе

Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...