Консультация для родителей "Что нужно, чтобы хорошо писать?"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Яровая Виктория Викторовна

Что же такое письмо? Почему у детей пропадает интерес к обучению.  Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nuzhnochto_by_khorosho_pisat.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из основных задач подготовительной группы -подготовка детей к школе. Нас волнуют проблемы возможной школьной не успешности ребёнка и формировании адекватной педагогической позиции родителей будущих первоклассников.

Некоторые родители требуют от своего ребёнка максимальной самостоятельности и дисциплинированности, к проявлению которых дошкольник ещё не готов. Многие занимают позицию чрезмерной опёки и контроля, не давая ребёнку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие папы и мамы склонны воспринимать успехи и неудачи ребёнка как свои собственные. Для них характерны нетерпеливость в процессе помощи ребёнку, разочарование от его ошибок, не понимание его трудностей, связанных с изменением социальной позиции – принятием роли школьника.

Часто родители будущих первоклассников не могут понять, почему у детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили их к школе. Логика рассуждений такова: если заранее научить ребёнка тому, с чем он встретится в школе, он будет хорошо учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантия успешного обучения в школе, важно научить их внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное – стремиться к обучению.

Что же такое письмо?

Поставьте себя на место своих детей прочувствуйте как, это трудно овладеть письмом. Напишите левой рукой (для правшей) «Я учись писать» Что вы испытывали при написании фразы в непривычных для себя условиях?

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука (звуковой анализ и синтез , это фонематическое восприятие; способность человека распознавать звуки речи это фонематический слух.)Различить гласный-согласный, твердый - мягкий, звонкий -глухой

Ребёнок 6 лет может:

*Повторять слоговые цепочки, разной степени сложности

(ба-ба-па, по-па-ба-па…)

*отбирать картинки на заданный звук;

*определять последовательность и количество звуков в словах;

*синтезировать звуки речи в целое слово.

Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия:

  1. опора на тактильные ощущения при анализе звуков (руку на горло, уши закрыть..)
  2. систематическое повторение слоговых цепочек
  3. использование графических обозначений звуков
  4. определение места звука в слове (начало, середина __Р__,)
  5. выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный.
  6. перечисление всех звуков по порядку, определение кол-ва звуков.
  7. звукобуквенный анализ
  8. придумывание слова по заданной схеме,
  9. придумывание слова из 4-х звуков, со звуком «Р»

-двигательного анализатора, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кистей и всей руки  

При недоразвитии мелкой моторики:

  • дрожащие линии;
  • колебание наклона и высота букв;
  • быстрое наступление мышечного утомления;
  • небрежное выполнение письменных работ.

Для развития мелкой моторики:

  1. Пальчиковые упражнения;
  2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак-ребро-ладонь» (правая рука, потом левая, затем двумя вместе-8-10 раз)
  3. Упражнения с бумагой (оборвать из бумаги строчную букву «о»)
  4. выкладывание букв из подручного материала

 -речедвигательного анализатора, помогающего осуществить проговаривание. Если у ребёнка есть нарушения произношения, которые сопровождаются нарушением слуховой дифференциации,

несформированность фонематических процессов, они могут отразиться на письме, он его фиксирует на письме: «КАК ГОВОРЮ, ТАК И ПИШУ»

Причина, после постановки звука – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора:

1.контроль за правильным произношением звуков      

(губы, воздушная струя, голос….У ежа-ежата, у ужа-ужата)

2.развитие движения губ, языка, щёк.

3.скороговорки, чистоговорки

4 упражнения на выработку воздушной струи

5.закрепление произношения звуков в словах, предложениях.

-зрительного анализатора, участвующего в подборе  

 соответствующих графем(букв)

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора

1.смешения букв по оптическому сходству

Б-д, п-т, о-а…

2.зеркальность

3.трудность удержания строки

Рекомендации:

  • назови перечеркнутые изображения
  • наложенные предметные картинки
  • покажи правильно написанную букву
  • дорисуй и назови
  • спрятанные предметы
  • «Чего не стало», Что изменилось?», «Запомни и назови»

Перечень игр в подготовительной группе:

- игра «Строители»-собери слово из звуков(п-и-р-о-г)

- «Домики»:дом, избушка, замок-деление слов на слоги

- «Техники»-дорисуй сломанные буквы

- «Ребусы»

- «Лото»-прочитай слово и соедини с картинкой которая изображает его

- «Зеркало»

- составь слово по первым звукам

- «4 лишний»

- «Путаница»-переставь слоги.(ба-жа,

- «Лестница»-ходим вверх, вниз читаем слова

- «Звук заблудился»: мишка плачет и ревёт: просит пчёл чтоб дали ЛЁД(мёд)  

Навык чтения формируется постепенно. Ребёнок проходит путь от побуквенного чтения до синтетического, на котором овладевает звукобуквенными обозначениями. Он длится в течение до букварного и букварного периода.

 Успешное прохождение данного этапа возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций (по Р.И.Лалаевой):

- фонематического восприятия;

- фонематического анализа;

- зрительного анализа и синтеза;

- пространственных представлений;

- зрительного мнезиса.

В настоящее время 90-95% детей при поступлении в 1-й класс умеют читать. Этап овладения звукобуквенными обозначениями прошел для них в дошкольный период.

Многие родители считают, что умение читать- основной показатель готовности к школе, но не учитывают того, как и кто учил ребёнка. Необходимо сформировать понятие о взаимосвязи буквы и звука, то первоклассника приходится переучивать, а это сложнее, чем научить.

И еще одна из причин ошибочного чтения: пропусков букв, замена мягких согласных твёрдыми.

После овладении звукобуквенными обозначениями ученик переходит к слоговому чтению. Единицей чтения является слог. Наиболее простые для восприятия и воспроизведения прямые слоги: мА, то, ну. На этом этапе дети часто пропускают буквы на стыке согласных (сбро-сил, порт-фель), опускают суффиксы (не березка, а береза), с трудом устанавливают грамматические связи между словами в предложении, что приводит к заменам окончаний, пропускам или заменам предлогов и союзов.

 К концу 1-го класса ученик переходит на ступень становления синтетических приемов чтения и допускает наибольшее количество ошибок, особенно при чтении малознакомых и трудных по структуре слов.

 Стремление читать быстро и получить одобрение со стороны учителя и одноклассников приводит к угадывающему чтению. Тогда наблюдается резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Чтоб хорошо говорить"

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию.Для детей данного возраста характерна общая смягченность...

Природоохранная акция в ДОУ «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять»

                                Природоохранная акция в ДОУ«Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по экологическому воспитанию...

Консультация "Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук?"

Консультация "Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук?"...

Методическая статья «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.»

Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще  человеку, это...

Консультация «Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно»

Очень важно в дошкольный период научить детей свободно и правильно говорить. Долгий и сложный процесс овладения родным языком начинается с самого раннего возраста. Формирование и развитие речи у детей...

Занятие по обучению грамоте "Чтобы хорошо учиться, надо хорошо трудиться"

Обучение грамоте детей дошкольного возраста,  4 - 5 лет...