Что такое дефекты речи?
консультация (младшая группа) на тему
Дефекты речи - неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной дефекта речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_defekty_rechi.docx | 101.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дефекты речи?
Дефекты речи - неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной дефекта речи.
Речь человека наиболее интенсивно развивается на 2-5 году жизни. До трех лет ребенок способен правильно произнести 30-700 слов, на третьем голу жизни он начинает говорить сложными предложениями. В 4 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Развитие речи зависит от внутренних и внешних факторов. Дети подражают родителям, перенимают их манеру говорить. В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Под нормальной речью подразумевается внятное и четкое произношение каждой буквы. Речь должна быть ритмичной, плавной. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.
Симптомы дефектов речи
- Заикание.
- Паралалия - привычное неправильное произношение звуков при говорении.
- Шепелявость.
- Неспособность правильно произносить некоторые звуки.
- Травма, несчастный случай.
Причины дефектов речи
В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты, дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа. Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга. Иногда встречается дизартрия - нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.
Дисфазия - общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.
Повреждение основных органов речи
Если дефект речи возник в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.
После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.
Депрессия у людей с дефектами речи
Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить речь, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.
Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.
Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.
Исправление дефектов речи
Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения. Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую нарушение речи. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия. Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.
Человек с дефектами речи не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свою речь. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.
Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.
Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза. При дефектах речи следует обратиться к врачу.
Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Больше играйте с детьми! Консультация для родителей детей группы «Сложный дефект»
Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. ...
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
НОД « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»
Проект на тему « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»Цель и задачи проектаПроблема: Исчезновение пернатых.Цель: Сохранение ...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
Что такое «сложный дефект»?
laquo;Сложный дефект» — это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР). Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребен...