"Прогулка в осенний лес" - методика работы с использованием Монтессори-материалов.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Познакомить коллег с методикой работы включения Монтессори-материалов в образовательный процесс, как современной технологии формирования у детей раннего возраста дочисловых колличественных представлений. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_v_osenniy_les.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
коррекционной совместной деятельности с детьми по формированию дочисловых
количественных представлений с
использованием Монтессори-материалов в
диагностической группе раннего возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи
«Прогулка в осенний лес»
Из опыта работы
учителя – дефектолог:
Бочтарёвой А.Л.
Олейниковой
Натальи Енсоновны
Цель: учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности в них признака длины; учить находить один и много одинаковых предметов, расположенных в определенных участках комнаты.
Задачи:
Образовательные:
1 .Формирование дочисловых количественных представлений
2.Формирование соответствующих представлений об упорядочении множеств.
3.Создание предпосылок для развития представлений о счете и числе
4.Закрепление навыков у детей в определении количества предметов (один -много); продолжать учить определять один и много предметов в специально подготовленной обстановке.
5.Формирование способов усвоения общественного опыта: подражания,
действия по образцу.
6.Продолжать формирование представлений о сенсорных эталонах: цвете, величине.
7.Обучение детей умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множества.
8.Развитие у детей конструктивных навыков - продолжать знакомство с
приемами конструирования из строительного материала.
9.Формирование пространственных представлений.
10. Развитие мелкой моторики.
Коррекционные:
1.Развитие у детей зрительного и слухового восприятия, целенаправленного внимания, слуховой и зрительной памяти.
2.Формирование познавательной направленности на установление
функциональных связей между объектами.
3.Формирование практических ориентировочных действий (проб,
примеривания).
4.Формирование зрительно-двигательной координации.
5.Формирование у детей наглядно-действенного мышления и речи (активизация пассивного и активного словарей).
6.Развитие мелкой и общей моторики.
7.Формирование и развитие игровых навыков.
8. Развитие речи.
Воспитательные:
1.Продолжать формирование положительного интереса к познавательной, игровой, конструктивной видам деятельности.
2.Формирование и дальнейшее развитие коммуникативного поведения:
умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, воспитание
доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмоциональной
отзывчивости
3.Воспитание бережного отношения к игрушкам.
В ходе занятия были использованы современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии:
> Динамические паузы: речь с движением «Осенние листья», «По
ровненькой дорожке»,
Цель — развитие у детей двигательной активности, интереса к деятельности.> Подвижные игры: «Покажи, как я»
Цель - развитие у детей двигательной активности, выдержки, внимания, умения согласовывать свои действия с текстом, выполнять правила игры.
> Технологии музыкального воздействия: музыкальное сопровождение
«Звуки леса»
Цель - развитие у детей интереса к музыкальным фрагментам, развитие слухового восприятия и внимания, развитие эмоциональной отзывчивости.
> Технологии коррекции поведения.
Цель - развитие у детей умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять общепринятые правила поведения, умения радоваться успеху, воспитание у детей выдержки, доброжелательности, стремления придти на помощь.
Игровые технологии:
> Проблемно-игровая технология: организация деятельности со
специальным полифункциональным материалом; проблемные и творческие ситуации, математические и логические игры,
использование материалов Монтессори.
Цель — формирование у детей интереса к конструктивной деятельности, развитие конструктивных навыков.
конструктивных материалов; формирование у детей познавательной направленности.
> Технология развивающей игры: развивающие игры по
конструированию.
Цель — развитие у детей внимания, памяти, восприятия, мышления, расширение представлений о сенсорных эталонах.
Оборудование:
^ Демонстрационный материал: картина с изображением времени года
«Осень в лесу»
•^ Игрушечные елочки и деревца •^ Голубая длинная клеенка •^ 2 желтые дощечки: длинная и короткая ^ Мягкие игрушки: зайчик, белочка •^ Мелкие игрушки (петушок, котенок, щенок, уточка) V Фонограмма «Звуки леса» •/ Орешки в корзинке
^ Красные штанги Монтессори (30, 20,10см) по числу детей ^ «Рыбка», «косточка»
Ход занятия.
I часть.
Дети стоят вместе с педагогом у окна.
Педагог. Дети, посмотрите за окно. Какое небо сегодня? Светит ли солнце? Идёт ли дождь? Дует ли ветер? Какое время года наступило?
Дети: Осень.
Педагог: Правильно, посмотрите на картинку, на ней тоже изображена осень, но только эта осень в лесу. На деревьях желтые листочки, птички улетают в теплые края. Солнышко спряталось за тучки.
Речь с движением «Осенние листочки».
Педагог читает текст и координирует движения детей.
-Мы - листики осенние, на веточках сидели (дети сидят на корточках).
Ветер дунул - полетели (встают, бегают по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели, и на землю тихо сели (садятся на корточки, замирает).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (встают, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил, и на землю опустил (кружатся по комнате, затем ложатся на пол и замирает).
Через некоторое время взрослый просит детей потянуться и почувствовать, как они «растут» во время потягивания.
Педагог: Давайте отправимся с вами в лес и посмотрим, что же там происходит.
(Дети идут за педагогом по воображаемой тропинке и встречают ёжика)
Педагог: Дети, посмотрите, ёжик сидит на дороге, да какой грустный. Давайте спросим ёжика, почему он такой грустный?
Ёжик: Меня пригласили в гости к белочке, но я не могу к ней попасть, потому что не могу перейти через ручей, вы мне не поможете?
Педагог: Конечно, поможем. Дети поможем ёжику перебраться через ручей.
Дети: Да.
Педагог: Посмотрите, здесь лежат две дощечки. Какого они цвета?
Дети: Желтые.
Педагог: Правильно. А теперь посмотрите, они разной длины?
(педагог прикладывает одну дощечку к другой и обращает внимание детей на то, чтобы левые концы были на одной прямой)
Педагог: Дети, это какая дощечка? (указывает на длинную)
Дети: Длинная.
Педагог: Правильно, а это какая дощечка? (указывает на короткую)
Дети: Короткая.
(на столе лежит длинная полоска голубой клеенки - «Ручей»)
Педагог: Дети, давайте возьмем сначала короткую дощечку и перекинем ее через ручей
(педагог с детьми перекидывает короткую дощечку через «ручей», но дощечка не достает до «противоположного берега»)
Педагог: Дети, сможет ёжик перебраться на другой берег? (показывает на «мостик»)
Дети: Нет.
Педагог: Давайте возьмем длинную дощечку и перекинем ее через ручей.
«противоположного берега»)
Педагог: А сейчас сможет ёжик перебраться на другой берег «ручья»?
Дети: Да.
Педагог: Ну вот, ёжик, мы построили тебе «мостик» через ручей, можешь бежать к белочке в гости.
Ёжик: Большое спасибо, ребята! Поиграйте с моими ежатами. (Ёжик раздаёт детям массажные маленькие мячики с шишками).
Игровой массаж «Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу,
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки, маленькие шишки.
Ёжик: Ой, посмотрите белочка сама к нам идёт.
II часть.
Педагог: Здравствуй, белочка, почему ты здесь сидишь, а не у себя в дупле?
Белка: Да, я готовилась принимать гостей, видите, набрала много орешков для угощения и никак не могу попасть в свое дупло, Оно ведь так высоко. Может быть вы мне поможете?
Педагог и дети: Конечно, поможем.
Педагог: Дети, давайте мы построим лесенку для белочки, и она будет прыгать по ступенькам.
(На столе педагога лежат «Красные штанги» Монтессори. Три штанги разной длины (30, 20 и 10см) лежат в беспорядке.
Педагог: (берет самую длинную и кладет у края стола, затем проводит рукой по всей длине штанги) Длинная, (затем берет более короткую) Беру длинную из оставшихся (кладет ее на первую, наверх кладет самую короткую). Короткая,- (педагог подравнивает левые концы штанг линейкой). Посмотрите, дети, получилась лесенка.
(затем каждый ребенок подход к столу по очереди и, совместно с педагогом, руками ощупывает постройку: один край ровный, а с другой стороны рука как бы «спускается» по лесенке).
Педагог: Получилась правильная лесенка. Белочка, а тебе понравилась лесенка.
Белочка: Да.
Педагог: Ну, тогда попрыгай по ней. (белочка прыгает по ступенькам вверх и вниз)
Педагог: Дети, а вы хотите сами построить лесенку для белочки? Я вас научу. Смотрите внимательно и делайте как я. (детям даются 3 штанги длиной 10, 20 и 30см)
Педагог: Найдите вот такую длинную ступеньку.
(педагог держит самую длинную штангу в руке в горизонтальном положении, дети, используя прием приложения, определяют и показывают самую длинную штангу; педагог кладет эту штангу перед собой и просит детей сделать то же самое)
Педагог: Теперь найдите длинную ступеньку из оставшихся.
(указывает жестом на штанги, лежащие в стороне. Берет и кладет ее на первую - все дети выполняют то же самое. Затем последнюю короткую штангу кладет наверх, дети повторяют действия педагога)
Педагог: Дети, проверьте, правильная лесенка у вас получилась? (дети с помощью педагога ощупывают лесенку, проверяют ее края).
Педагог: (обращаясь к каждому из детей по очереди) Белочка захотела попрыгать по твоей лесенке, а теперь по твоей и т.д.
Подвижная игра «Покажи как я»
Дети имитируют действиям животных леса.
Белка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу пригласить всех в мой домик! До свидания! Мы с ёжиком пойдём.
Педагог: Ну а мы, дети, будем возвращаться домой.
Речь с движением: «По ровненькой дорожке»
(дети переходят к другому столу, на столе расставлены мелкие игрушки: петушок, котенок, щенок и уточка)
Педагог предлагает построить для каждой игрушке лесенку. Дети выбирают понравившуюся игрушку.
Педагог: Посмотрите еще раз, как нужно строить.
(Педагог повторяет все вышеприведенные действия со штангами. Дети выполняют задание совместно с педагогом и потом проверяют правильность постройки)
Педагог: Молодцы, дети. Вы каждый для своей игрушки построили замечательные лесенки. Котенку - чтобы на скамеечку подняться, щенку -на крылечко, петушку - на заборчик, уточке -на кочку
Давайте, ребята, чтобы нас игрушки не забывали и приходили к нам в гости подарим им подарки. Котенку - рыбку. Сколько рыбок? (показывает)
Дети: Одну.
Педагог: Петушку - зернышки. Сколько зернышек? (показывает)
Дети: Много.
Педагог: Щенку - косточку. Сколько? (показывает)
Дети: Одну.
Педагог: Уточке -ягодки. Сколько? (показывает)
Дети: Много.
Педагог: Молодцы, дети, правильно сказали. А сейчас мы поиграем с нашими игрушками в прятки. Я спрячу игрушку, а вы постараетесь узнать -кто спрятался?
(педагог прячет игрушки - по одной - за ширмой и «говорит» голосом той игрушки, которая за ширмой; дети угадывают, кто спрятался за ширмой).
Педагог: Молодцы, дети, все правильно отгадали. Наше занятие закончилось
III часть.
Педагог:
Дети, куда мы с вами ходили?
Кого мы с вами там встретили?
Чем мы помогли ёжику?
Как мы помогли белочке?
Кому мы еще строили лесенку?
Какие подарки мы подарили игрушкам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....
Ознакомительная экскурсия . Способы работы с Монтессори материалами.
Экскурсия для взрослых по теме: "Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка"...
Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"
Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...
Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...
Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»
Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество эмоционально ...
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием методики Д. Огороднова "Прогулка в осенний лес"
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием методики Д. Огороднова "Прогулка в осенний лес"...