Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»
статья по рисованию
Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество эмоционально откликаются на все события, происходящие в их жизни. Использование педагогом на занятиях изобразительной деятельности мантессори - материалов позволяет актевизировать творческий потенциал маленького художника, который заложен в нем природой. Мантессори - материалы так интересно сделаны, что они позволяют каждому ребенку взависимости от способностей стать помошниками в занятии творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети любят рисовать в любом возрасте. Особенно им интересно творчество в дошкольном возрасте. На первый взгляд детские рисунки кажутся очень простыми. Но в каждом рисунке нас, взрослых, поражает оригинальность юного художника. Беря в руки карандаш и чистый лист бумаги, ребенок начинает каждый раз все по-новому: ищет и находит для своего замысла именно тот прием, тот метод, который в данном случае кажется ему самым приемлемым.
Маленький художник воспринимает окружающую жизнь такой, какая она есть – без прикрас. То, что для взрослого простые, ни чего не значащие линии на листе бумаги, то для ребенка его реальность. Ребенок чувствует не только то, что изображено на работе, но и то, чего на рисунке нет, - он представляет, где же находится он сам, и какую роль играет в сюжете рисунка.
Особенно в дошкольном возрасте дети большие фантазеры, мечтатели и импровезеры. Не обладая опытом взрослых, они воспринимают доступную им сущность жизни и выражают свое отношение к ней в самой непосредственной форме - в форме рисунка. Дети не раскладывают жизненные ситуации по полочкам, не обосновывают взгляды, а лишь посредством изобразительной деятельности откликаются на все, что их окружает: радостно и раскованно, оставаясь большими выдумщиками, даже если рисуют что-то самое обыденное и простое. Они не изображают реальный мир, а воссоздают в рисунке свой собственный мир, свое видение событий, происходящих с ними, подобно тому, как создают дети какую-то свою реальность в играх, - именно поэтому сила детских рисунков в их лаконичности, сосредоточенности и концентрации мысли.
Основу детского творчества составляет воображение. Чем активнее ребенок фантазирует, тем больше раскован он и тем больше возможностей у юного художника выразить в работе через цвет, линию, форму свои мысли и чувства, свой внутренний мир.
В.А. Сухомлинский обращает наше внимание на то, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются заложенные природой возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее важных видов работы с детьми дошкольного возраста является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения юных художников в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое и необычное.
Ведь мы, взрослые, не всегда представляем себе, как занятия изобразительной деятельностью развивают не только внутренний мир ребенка, но и его интеллект. Мало кто знает: насколько активнее развивается тот ребенок, который занимается творчеством. Мало кто из нас, взрослых, догадывается о том, что художественное творчество приносит ребенку душевное равновесие, радость, раскрывает его способность к освоению нового материала, к умению думать, искать и находить оптимальные решения во всех жизненных ситуациях. Требуя большой затраты душевных сил, занятия рисованием ускоряют процессы развития пространственного мышления и образного видения, развивают мыслительные способности маленького художника.
Развивая интерес ребенка к творчеству, необходимо идти от самого ребенка, от его возможностей и способностей и в этом большую помощь педагогу оказывает методика М.Монтессори.
Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что акцент активности на занятии переносится с взрослого на ребенка. Ребенок уже не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, а наоборот, он активно впитывает в себя знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности. Это достигается, засечет того, что монтессори-методика раскрывая духовный потенциал ребенка, активизирует не только творческие, но и познавательные способности. Главное в методике является переживание, а не запоминание, отсюда и формула М.Монтессори - это «воспитывающий ум», когда ребенок стремится почувствовать, пропустить через себя поставленную перед ним задачу. Важную роль в развитии творчества ребенка играют монтессори-материалы, которые являются составной частью монтессори-методике.
По словам М.Монтессори, в ребенке природой заложены огромные созидательные силы и именно материалы-монтессори активизирую эти силы, запуская механизм самореализации детского творчества.
Дидактические материалы, которые используются на занятиях изобразительной деятельностью, помогают систематизировать ту информацию, которую получает ребенок из окружающего мира. Монтессори-материалы способствуют развитию творчества личности с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и его эмоциональных потребностей.
Так, например, познакомиться детям с сенсорными эталонами цвета помогают цветовые пластинки. Конечно, в природе существует огромное разнообразие красок и форм. Усвоение представлений об этих разновидностях, используя цветовые пластинки, дает ребятам возможность воспринимать жизнь ярче и многообразнее. Работая с ними, дети получают представление о теплых и холодных, об основных и составных цветах, подбирают цвета по настроению и по временам года.
Монтессори-материалы интересны детям. Они обладают огромной притягательной силой потому, что просты в использовании, соответствуют возрастным особенностям детей. Самоконтроль, заложенный в материалах, позволяет ребенку увидеть и самостоятельно исправить свои ошибки, не прибегая к помощи педагога. Именно поэтому, дети с большим интересом занимаются с набором запахов, создавая, например, образ сказочного осеннего леса. Процесс исследования баночек с запахами, позволяет ребенку уловить аромат грибов, опавших листьев, влажных от осеннего дождя и, используя цвет, передать свои впечатления в рисунке.
Дети, занимаясь с монтессори-материалами, сами определяют место и длительность работы с ними. Материалы созданы таким образом, что позволяют ребенку работать как одному, так и вдвоем или же вместе с несколькими детьми. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения и самореализации. А какова же роль педагога на занятии? Он становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент прийти на помощь.
Неспособных детей нет. Природа щедро одарила каждого ребенка талантом. Поэтому задача наставника состоит в том, чтобы раскрыть эти таланты. Вот тут-то и приходят ему на помощь монтессори-материалы. Их использование на занятиях изобразительной деятельностью является успешным средством формирования творческой личности, которая целостно воспринимает мир и ценностных ориентиров в нем.
«…Мы называем наш век рациональным, мы терзаемся его трезвостью, мы плачем, что потеряли главный символ поэзии – луну! Ведь на нее высадились космонавты, и она в нашем сознании сделалась досягаемым островом в воздушном океане, почти совершенно понятным. Но как объяснить такое чудо, - появление новой, никогда прежде не существовавшей нежности к случайному листку бумаги с нанесенными на него детскими каракулями, толпы посетителей на выставках детского рисунка и альбомы репродукций детских работ!»
Используемая литература
1. Аллахвердова Н. «Дети рисуют», - М.: Знание, 1980;
2. Выгодский Л.С. «Психология искусства», М.,2009;
3. Выгодский Л.С. « Умственное развитие в процессе обучения», М., 2010;
4. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - № 34. - C.3;
5. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. – 2009;
6. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 2002;
7. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -методическая разработка на тему "Обучение старших дошкольников пересказыванию литературных произведений"
В материале представлен анализ проблем по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений и дан практический материал для работы воспитателям по данному направлению...
Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...
Научно-методическая статья по теме "Инклюзия в физической культуре и спорте"
Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у детей"
Развитие художественно-изобразительных способностей у детей. Воображение и творчество в детском возрасте.Современные методы художественно - эстетического воспитания....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности (выполнение композиции зимний лес)»
quot;Развитие твореских способностей детей в изобразительной деятельности". Выполнение композиции зимний лес (работа с губкой)....
Научно-методическая статья на тему: Использование информационно – коммуникационных технологий на творческих занятиях с дошкольниками"
Современное время предъявляет определенные требования к педагогу дополнительного образования. Чтобы общаться с ребенком на одном языке и быть ему интересным, необходимо владеть новыми образовательными...
Статья в научно-методический сборник на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ»
Эту статью опубликовали в научно-методическом сборнике в г. Ейск, я долго работала в группе комбинированной направленности, которую посещали дети с ТНР и ОВЗ и именно игровая деятельность очень помога...