Ознакомительная экскурсия . Способы работы с Монтессори материалами.
консультация на тему
Экскурсия для взрослых по теме: "Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка»
Ознакомительная экскурсия
для участников праздника, посвященного
открытию комнаты Монтессори.
Способы работы с Монтессори материалами.
Тема: «Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка»
Выполнено:
воспитатель
Мишина Н.Б.
г.Выкса
30.11.2015
Цель: ознакомление с материалами Монтессори комнаты
Задачи:
- Наиболее полно сообщить о преимуществах Монтессори материалов и правил их использования;
- Представить развивающие возможности Монтессори комнаты.
- Дать возможность практически познакомиться и прочувствовать эффекты методики М. Монтессори.
Участники: педагогический коллектив, гости, представители предприятий и организаций, оказавших помощь в приобретении оборудовании.
Время проведения: 1-2 часа.
Сценарий экскурсии
Уважаемые участники, начнем наше реальное знакомство с системой Марии Монтессори.
Сегодня мы с вами остановимся и детально рассмотрим ,в буквальном смысле этих слов, что же такое подготовленная среда и начнем разговор о её роли в саморазвитии ребенка.
Подготовленная среда у Марии Монтессори выстроена определенным образом и включает в себя материалы с которыми самостоятельно работают дети. Учитель идет вслед за ребенком и направляет его в окружающей среде. Ребенок сам выбирает материал и делает с ним то, что ему «велит его внутренний творческий дух»
Монтессори материалы, являющиеся абстракциями разработаны с учетом принципов:
-изоляции свойства;
-изоляция ощущений;
-изоляция сложности;
Работа с детьми раннего возраста имеет ряд особенностей которые затрагивают как степень включенности в работу ребенка учителя, так и в расположении самого материала.
Процесс обучения происходит через развитие способности детей задерживаться на какой-либо деятельности , прикладывая усилия , те способности концентрироваться , контролировать внимание.
Наличие материала в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобиться один и тот же материал, либо организовать совместную работу. ( Смотрим видеообразец).В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме.
Подготовленная среда для детей раннего возраста включает в себя:
Пространство для развития движений.
Пространство с материалами для упражнений сенсомоторики:
-упражнения для установления причинно-следственных связей;
-сенсорные упражнения;
-упражнения с сыпучими материалами и водой;
Пространство для рисования, аппликации и лепки.
Пространство для развития устной речи и понимания высказываний.
Пространство для развития социальных навыков самообслуживания.
Пространство для развития движений.
Стремление к движению помогает ребенку не только овладеть своим телом, но и способами взаимодействия с миром.
Естественное стремление к движению помогает ребенку овладеть своим телом. Выводы исследований российских антропологов показывают ,что наиважнейшим видом движения для маленького ребенка является ползание и лазание.
В организации общих движений участвуют :
-ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга ;
-механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
-зрение, позволяющее выбирать цель и направление движений, преодолевать видимые препятствия;
-двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений ,которые становятся быстрыми и ловкими;
Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение.
Результатом освоения простых снарядов может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепления всех групп мышц.
Познакомимся с рабочими материалами, которыми представлены зоны развития и в нашей комнате Монтессори. Экскурсовод демонстрирует материалы, в основном не приводя примеры их использования.
Оборудование и материалы.
-гимнастический мяч;
-полусфера;
-подиум;
-мягкие модули;
От крупной моторики переходим к сенсомоторике.
Пространство с материалами для упражнений сенсомоторики.
-упражнения для установления причинно-следственных связей;
-сенсорные упражнения;
-упражнения с сыпучими материалами и водой;
Переход от манипулятивных действий к целенаправленной деятельности характеризует новый этап в развитии мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, те присвоения внешнего порядка действий ,перенесения его в умственный план. Действия, которые раньше осуществлялись бессознательно, затем становятся частью более сложного и важного навыка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти рук.
Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, тк оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Задержка моторного развития почти всегда приводит к задержке психоречевого развития.
Сенсомоторное развитие.
Материалы и оборудование.
-индивидуальные рабочие коврики;
-сенсорный модуль с геометрическими телами и зеркалом, отдельные коробочки;
-матрешка нераскрашенная;
-набор вкладок с предметами разной формы;
-бусы деревянные для нанизывания на шнурок;
Упражнения для установления причинно-следственных связей:
Оборудование и материалы:
-коробочка с выдвижными ящичками;
-коробочка с вязаным мячиком;
-коробочка с цветными цилиндрами;
-большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости;
-скаты для шариков;
-модуль с дверцами и шестью замками;
Дидактические материалы:
-банка с шариками, корзина с шариками;
-подбор откручивающихся крышек и банок;
Сенсорное развитие.
Материалы для упражнения в развитии чувств («утончении» М. Монтессори)
Материалы для развития зрения:
-розовая башня;
-коробочки с цветными табличками;
Материалы для развития осязания:
-тактильные дощечки;
-пары табличек;
-набор тактильных мешочков;
-коробка с парами лоскутов;
Материалы для развития стереогностического чувтства:
-настенный модуль ;
-геометрические тела;
Работа с сыпучими материалами.
Материалы располагаются стационарно, ребенок работает с материалом никуда его не перенося.
-пересыпание из емкости в емкость(тазики);
-перекладывание ложкой;
-ящик для рисования на манке;
Переливания воды.
-тазики, кувшин, тряпочки, мелкие игрушки.
Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них меняется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Значение сенсорного воспитания состоит в том ,что оно является основой для интеллектуального развития.
Пространство для рисования, аппликации, лепки.
Ребенок начинает переживать зтап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза-оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Затем ребенок начнет заполнять все пространство ритмическими каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности ,мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию»
Материалы для упражнений в продуктивной деятельности.
-пластилин;
Ящик для рисования на манке;
Краски, штампики для рисования;…
Пространство для развития устной речи и понимания высказывания.
- С года до трех лет происходит лавинообразное нарастание словарного запаса детей. В этот период они нуждаются в такой среде, которая позволила бы расширить словарный запас ребенка, давать ему много новых ощущений, впечатлений и возможность понимания речи взрослых.
Материалы для развития речи:
-пальчиковый театр;
-набор мелких игрушек;
Пространство для развития навыков самообслуживания.
Работа с материалами которые находятся здесь, помогают ребенку научиться заботе о себе. Здесь как и повсеместно работает принцип педагогики Марии Монтессори –автоматический контроль ошибок – ребенок сам видит свою неловкость как то :просыпанную манку, фасоль, разлитую воду.
Достаточно показать правильный способ устранения ошибки и ребенок обязательно включится в совместную деятельность, а затем и самостоятельно справится с работой .
Материалы для упражнений в обыденных умениях жизненной практике:
-щетка, совок, ведро;
-тряпочки и губки;
-раковина, полотенце;
-рамка с пуговицами;
-рамка с застежками ;
-рамка с лентами;
- рамка с молнией;
В течении одного - двух месяцев дети проходят адаптационный период. В это время предпочтение отдается индивидуальным занятиям, параллельно проводятся занятия в подгруппах (разновозрастных).Один раз в неделю на сегодняшний день. По результатам наблюдения дети могут быть переведены из подгруппы в подгруппу.
Материалы, находящиеся здесь, в нашей комнате – это специально отобранные материалы, которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым дети не проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.
Сейчас мне бы хотелось предложить вам найти в себе малыша, который развивает свои возможности ,стремиться к познанию .
Итак с каким материалом вам хотелось бы поработать?
Участникам экскурсии предлагается самостоятельная работа с материалами, затем проводится обсуждение чувств, наблюдений, важных моментов в обращении с Монтессори материалами.
Спасибо за внимание!
Заповеди Марии Монтессори
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
- Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
- Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
- Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
- Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Ознакомительная экскурсия в мини-музей"Умные собаки"
Проектная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-245985-1388949888.jpg)
"Конспект ознакомительной экскурсии в мини - музей "Дивная роспись"
Данный конспект создан для проведения экскурсий в группе старшего возраста.В конспекте использован материал : народный фольклор, аудиозаписи песен и музыки современных авторов по теме, художественное ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-717433-1641901978.jpg)
Ознакомительная экскурсия для детей в мини - музей "Куклы из прошлого"
Содержание ознакомительной экскурсии для детей в мини - музей "Куклы из прошлого"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/06/picture-889668-1662462235.jpg)
Ознакомительная экскурсия в мини-музей «Весёлые матрёшки»
laquo;Игрушек больше миллиона в мире есть,И всех игрушек нам сейчас не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на свете рождена.Сто лет Матрѐшке, но не старится онаКа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-901866-1488781129.jpg)
Фотоотчет экскурсии «Ознакомительная экскурсия по поселку»
Фотоотчет экскурсии «Ознакомительная экскурсия по поселку» в рамках взаимодействия с МРЦ «Арлекино» 28.07.2015год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983355-1512657762.jpg)
Ознакомительная экскурсия с детьми в школу
Сегодня,26сентября,дети подготовительных групп"сказка" и "родничок" посетили среднюю школу4,которая носит имя Евгения Родионова. Нас очень радушно встретила заместитель директора ш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-877811-1487348630.jpg)
5 декабря - День волонтера. Команда волонтёров «Добрёнок» побывала с ознакомительной экскурсией в школе
5 декабря - День волонтера. В этот день мы благодарим всех тех, кто безвозмездно трудится и помогает людям. Волонтёрское движение в детском саду позволяет организовать разновозрастное ...