Детско — родительский проект по формированию у детей старшей группы ориентирования во времени
проект (старшая группа) на тему
Вид проекта: творческо-информационный;
Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников.
Образовательное направление: экологическое воспитание, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня экологической культуры детей.
2. Вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детским садом.
Выход проекта:
1. Музей «Город часов» (собираем музей часов; изготавливаем и ведем часы «Частей суток», «Дней недели», «Времени года») ;
2. Утренник «Проделки лесной нечисти».
Мероприятия в ходе проекта:
1. Аппликация новогодняя открытка к празднику.
2. Альбом «Календарь природы» на 2014 год (коллективная работа) .
3. Презентация поделок детей группы «Светлячки» в холле детского сада по теме «Зеленая красавица».
6. Украшение группы и елки к празднику.
7. Составление папки «Ознакомления с временными отношениями в стихах русских поэтов»;
8. Театрализованная деятельность «Времена года»;
9. Выставка плакатов в ДОУ вред, приносимый человеком хвойным лесам;
10. Коллективная работа детей «Новогодняя елочка» (приглашение родителей на праздник) ;
11. Совместная деятельность воспитателей с детьми – изготовление папки-раскладушки «Новый год в разных странах мира»;
12. Предметно – исследовательская деятельность;
13. Выставка рисунков «Подготовка и зимовка зверей» (2 этапа) ;
14. Выставка в группе елочек из пластилина.
Структура проекта
1. Проблема (актуальность темы) ;
2. Мотивация;
3. Цель проекта;
4. Задачи проекта;
5. Предполагаемый результат;
6. Основные направления работы;
7. Выбор темы;
8. Сбор сведений;
9. Выбор проекта;
10. Реализация проекта;
11. Выход;
12. Выводы;
13. Приложение.
Проблема
Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком, через временные единицы в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (времена года, месяцы, дни недели, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т. п.) . Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Так как проект проходит в зимнее время года, а детям следует показывать время конкретно и максимально наглядно, принято решение сделать уклон на время года зима, и все что с ней связано. Это зимние забавы, новогодние праздники, новогодняя елка. Так же включили экологическую составляющую – вред, наносимый человеком хвойным лесам.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Земля – это наш дом. Он прекрасен. Вокруг живут растения, деревья, насекомые, птицы, звери и человек.
К сожалению не все в порядке на нашей Земле. Зимой, в канун Новогодних праздников вырубают большое количество елок, которые дают корм и укрытие многим животным и птицам… Кто виноват и что делать?
Мотивация
В беседе с воспитателем обозначились, значительные затруднения у детей при определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения.
Отмечая ниже среднего, уровень знаний о времени, нужно признать, что это происходит потому, что эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом, носят часто формальный характер: они не формируют основных понятий о времени – о его текучести.
Также в беседе с воспитателем дети обратили внимание, что человек не бережно относиться к окружающему миру. Было принято совместное решение сделать детско-родительский проект «Временное ориентирование: Зима» (экологическая акция «Зеленая красавица»). Для участия детей и родителей в педагогическом процессе, помощь в формировании у детей ответственного отношения к природе и умению самостоятельно ориентироваться во времени.
Цель
Создание условий для формирования здоровой личности, развивая у детей старшего дошкольного возраста ориентировку во времени.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Развивать навыки ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста.
3. На основе полученных навыков закреплять основные понятия о времени – о его текучести.
4. Познакомить детей с жизнью, ростом елочек; воспитывать бережное отношение к природе; обогащение знаний о зеленых красавицах.
Возраст детей
Участники проекта
- дети старшей группы в возрасте 5 лет.
Длительность проекта
4 недели
Предполагаемый результат
• Дети должны иметь общие представления о времени; обогатить словарный запас.
• Иметь простейшее представление о некоторых особенностях внешнего вида хвойных деревьев (цвет, запах, высота и т. д.) .
• Владеть обобщающим понятием «хвойные» и знать о пользе, которую они приносят людям.
Основные формы работы с детьми
• Совместная деятельность взрослого и ребенка;
• Самостоятельная деятельность ребенка;
• Экскурсия в библиотеку;
• Наблюдения;
• Художественная литература;
• Стихи, загадки;
• Беседа;
• Путешествия по иллюстрациям;
• Дидактические, настольные игры;
• Мультимедийное видео;
• Лепка;
• Аппликация;
• Рисование;
• Досуги и развлечения;
• Музей;
• Составление календаря;
• Прослушивание аудиозаписей;
• Театральная деятельность.
Этапы реализации проекта
1 этап «Выбор темы»
Задача: осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей деятельности.
Детям были заданы вопросы:
- Что вы знаете о времени?
Части суток, времена года, месяцы, дни недели, часы;
Знания детей о живой природе (вырубка хвойных лесов) .
- Что еще хотим узнать?
• Какие виды часов существуют: солнечные, огненные, песочные, водные, механические, электронные и т. д. (история часов) ;
• Чем интересна зима (зимние забавы, новогодние праздники, каникулы, традиции нового года и т. д.) ;
• Чем мы можем помочь «Зеленым красавицам».
- Как мы можем это узнать?
• Из книг, журналов;
• Спросить родителей, бабушек;
• Спросить у специалистов;
• В энциклопедии;
• В СМИ;
• Наблюдения собственные;
• Интернет.
2 этап «Подготовительный»
Задача: Создать условия для реализации познавательной деятельности.
На данном этапе была организована развивающая среда таким образом, чтобы мотивировать детей на самостоятельный поиск информации и отражать ее в разнообразной деятельности (рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книги, поделки, фотографии) .
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и художественная литература, просмотр телевизора, экскурсии с родителями в бор, работа с журналами. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по темам «Время», «Зеленая красавица круглый год».
Знакомство с литературными произведениями: «Снежная королева», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев».
Разучивание стихов: Р. Кудашова «В лесу родилась елочка»; З. Александрова «Елочка», «Птичья елка»; В. Берестов «Елочный шар»; И. Токмакова «Тихо ель качается».
Прослушивание аудиозаписи: Антонио Вивальди «Времена года» (запись 1972 года) .
Просмотр мультфильмов: «Снежная королева», «Щелкунчик», «Вот какое наше лето», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев».
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Консультации для родителей «как привить любовь к природе»;
- Папка - раскладушка «Как научить ребенка ориентироваться во времени»;
- Родители с детьми подготавливают плакат и рассказ о новогодних традициях разных стран мира;
- Создание мини музея «Город часов»;
- Помощь в подборе литературы;
- Поделки на конкурс ДОУ «Зеленая красавица»;
- Совместная работа в подготовке к новогоднему празднику.
Выход проекта:
Данный проект был завершен привлечением родителей в совместную деятельность с детьми. Каждый сделал дома рассказ и плакат о новогодних традициях разных странах мира. Далее сделали конкурсные поделки «Зеленая красавица». Создан мини музей «Город часов» (собираем музей часов; изготавливаем и ведем часы «Частей суток», «Дней недели», «Времени года»). В группе проводилась театрализованная деятельность «Времена года» с чаепитием. Утренник новогодний «Проделки лесной нечисти».
Выводы
Работая по данному проекту, я пришла к выводу, что моя работа велась целенаправленно и планомерно. Задачи по формированию элементарных представлений о времени и экологического сознания по охране хвойных деревьев, можно считать выполненными, так как:
1. Знания детей о времени и живой природе выросли;
2. Дети готовы охранять и защищать лес.
3. Укрепились знания цикличности времени (часы, части суток, дни недели, время года, месяца) ;
4. Знания и умения детей приобретались в активном познавательном поиске. Благодаря этому у детей возрос интерес к окружающему миру, желание узнавать новое, в ходе работы обогатился словарный запас слов, усовершенствовался грамматический строй речи.
5. Совместная творческая работа позволила вовлечь родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...
Экологический практико-ориентированный проект «Весенний круговорот»Для детей старшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20216823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"503","width":"671"}}]]...
Конспект детско-родительского проекта по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»
Детско-родительский проект с использованием здоровосберегающих технологий для детей старшего возраста...
Конспект детско-родительского проекта по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»
детско-родительский проек по здоровьезбережению...
Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Цель проекта:Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....
Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4 «Пчелки» общеразвивающей направленности для детей 3 - 4 лет жизни.
Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4 «Пчелки» общеразвивающей направленностидл...
Педагогический проект Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»
Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.Я.А. КоменскийВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства вре...