Экологический практико-ориентированный проект «Весенний круговорот»Для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, почему воду называют «чудесницей», ведь с водой мы сталкиваемся каждый день (пьём воду, моем ей руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, посуду, поливаем растения, варим еду, и т. д.) и ничего чудесного не происходит; как происходят превращения воды; какие у неё свойства. .
Актуальность проекта Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Цель Цель: совместный поиск воспитателя с детьми решения задач проекта; практическим путем вызвать у детей интерес к воде. сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи Расширять представления детей о свойствах воды; дать детям знания о переходе воды из одного физического состояния в другое. Воспитывать у детей любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе. Активизировать словарь детей.
Формы обучения : Занятия Экскурсии Проведение акций Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность Наблюдения в уголке природы, на прогулке. Целевые прогулки на природе Игры: подвижные, дидактические, настольные Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д. Организация труда в уголке природы, на участке детского сада Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
Предполагаемый продукт проекта Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.). Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов. Познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности .
Предполагаемый продукт проекта Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.). Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов. Познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать. Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми. Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу. Развивать экологическую культуру.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе; Развитие социально-значимых качеств личности. Ответственное отношение детей к окружающей среде. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности. Дети будут иметь достаточно представлений о воде. Знание особенностей Мирового океана (т.е. Мировой океан – это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает) Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Доказать, что вода способна творить чудеса. Формирование навыков экологически грамотного поведения в быту. Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности. Ребенок сможет ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника. Умение разрабатывать алгоритм исследования Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков. Повышение воспитательной компетентности родителей в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Взаимодействие с родителями. Беседа с родителями: 1. «Экспериментируйте с детьми дома!». Задачи: Повысить уровень компетенции родителей в вопросах познавательно- исследовательской деятельности. 2.«Поговорим о воде». Задачи: повысить роли семьи в воспитании у детей знаний об окружающем мире. Консультации для родителей: 1.«Знакомимся с водой» . Задачи: Повысить уровень компетенции родителей 2.«Водяное царство». Задачи: Формировать умение у родителей учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. 3.«Игры с водой». Задачи: Формировать умение у родителей развивать у ребенка самостоятельность и способность к исследованию Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”. Задачи: Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами. Проблема: у детей возникли противоречия: можно ли воду назвать чудесницей?
ТИП ПРОЕКТА исследовательский групповой Творческий
Участники проекта Дети старшей группы Воспитатель Родители
Предварительная работа 1. Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме. 2. Довести до сведения родителей важность этой проблемы и замотивировать на участие в проекте . 3. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Этапы реализации исследовательского проекта Исследовательский этап Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников Исследовательский этап включает в себя: Наблюдения Опыты и эксперименты Игры и игровые обучающие ситуации
Этапы реализации исследовательского проекта Подтверждение свойств воды: Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха. Растворимость веществ в воде. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное Как сделать воду чистой? Надо ли беречь воду?
Этапы реализации исследовательского проекта Проблемные вопросы: Можем ли мы 1 день обойтись без воды? Как вода попадает в дом? Почему растениям нужна вода? Творческие задания: Создание экологических плакатов Экологическая акция «Береги воду»
Этапы реализации исследовательского проекта Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.
Этапы реализации исследовательского проекта Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды: 1. Вода – это жидкость. 2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль). 3. Вода – не имеет запаха. 4. Вода – не имеет цвета. 5. Вода – не имеет формы. 6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)
Этапы реализации исследовательского проекта 7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей. 8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники 9. Наблюдение за свойствами снега 10. Изготовление цветных льдинок .
Этапы реализации исследовательского проекта СЕНТЯБРЬ Тема : «Роль воды в появлении жизни на Земле». Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями). Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды». Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте. Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море». Чтение художественной литературы: «Океаны и моря». Художественное творчество: Лепка «Морское царство». Рассматривание картин И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море» В. Васнецов «Аленушка»И. Левитан «Озеро» Игры: « Море волнуется раз».
Этапы реализации исследовательского проекта ОКТЯБРЬ Тема: « Где мы встречаем воду и какая она». Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?». Опыты: «Фонтан» Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири). Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография). Рисование «Море» Аппликация «Корабли в море» Игры: «Круги на воде» Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
Этапы реализации исследовательского проекта НОЯБРЬ Тема: « Свойства и формы воды». Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды. Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород. Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная». Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман». Художественное творчество: «Кувшин с водой». Игры: «Тонет, не тонет».
Этапы реализации исследовательского проекта ДЕКАБРЬ Тема: « Свойства воды - вода растворитель». Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами. Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду». Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева». Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает». Танец «Снежинки»
Этапы реализации исследовательского проекта ЯНВАРЬ Тема: « Круговорот воды в природе» Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения. Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки». Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», « Сосулька-лед». Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка». Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше» Заучивание стихотворения Ф.Тютчева. Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».
Этапы реализации исследовательского проекта ФЕВРАЛЬ Тема: « Жизнь в воде». Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде». Опыты: «Живая вода». Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации. Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»
Этапы реализации исследовательского проекта МАРТ Тема: « Вода в жизни животных». Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных. Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде». Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это». Чтение художественной литературы: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир». Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум» Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода». Игры: «Мы - водные животные».
Этапы реализации исследовательского проекта АПРЕЛЬ Тема: « Вода в жизни человека». Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?». Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели». Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр». Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости» Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой
Этапы реализации исследовательского проекта МАЙ Тема: « Берегите воду» Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде. Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение. Опыты: «Мыльные пузыри». Чтение художественной литературы: В.Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели». Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря». Составление кроссвордов, ребусов. Музыка: Разучивание песни «Капитошка». Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний». Создание «Корзины идей» Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись? Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой
Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды: 1. Вода – это жидкость. 2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль). 3. Вода – не имеет запаха. 4. Вода – не имеет цвета. 5. Вода – не имеет формы. 6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы) 7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей. 8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники 9. Наблюдение за свойствами снега 10. Изготовление цветных льдинок.
Список литературы 1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство») 2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144 3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с. 4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр. 5. «Юный эколог» С.Н. Николаева. 6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». 7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина. 8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний праздник для детей старшей группы "Весенняя палитра"
Сценарий праздника содержит стихи, игры и музыкальный материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весенними явлениями природы и игры на развитие цветового восприятия....
Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшей группы.
формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...
Практико-ориентированный, творческий проект «Театральная жизнь» Для детей подготовительной к школе группе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101 Практико-ориентированный, творческий...
Краткосрочный Практико-ориентированный, творческий проект "Театральная весна" для второй младшей группы
За окном апрель, по календарю весна. Наш детский сад давно готов к теплу и солнцу. Нарядное оформление мы примерили перед 8 марта. Вместе с детьми мы украсили не только групповые комнаты, но и л...
Сценарий экологической весенней сказки для детей старшей группы " Берегите природу"
Сценарий театрализованного представления для детей старшего возраста...
Сценарий экологической весенней сказки для детей старшей группы " Берегите природу"
Сценарий театрализованного представления для детей старшего возраста...