Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
проект (младшая группа)
Цель проекта:
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_kgn.docx | 222.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждении
«Детский сад № 9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой»
Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Составила: Лисица Юлия Александровна, воспитатель
Анисимова Екатерина Владимировна, воспитатель
г. Стрежевой, 2021 год
Тип проекта: детско-родительский.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации: долгосрочный: октябрь 2021 – март 2022 гг.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, младший воспитатель.
Актуальность проекта
Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Психика ребенка, во второй младшей группе устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно что – то делать. Ребёнку должно быть интересно, делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему нравится. И всего этого можно добиться через игры и упражнения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта:
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи проекта:
-- формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки, насухо вытираться полотенцем;
-- формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской);
-- приучать детей следить за своим внешним видом;
-- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Основные формы реализации проекта:
- Формы работы с детьми:
- Беседы
- Объяснение
- Показ
- Непосредственно-образовательная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей
- Совместная со взрослым деятельность
- Дидактические игры
- Развлечение
- Формы работы с родителями:
- Консультирование
- Наглядная информация
- Беседы
- Показ
- Объяснение
- Индивидуальные беседы
- Совместная деятельность с детьми
Теоретическая значимость проекта: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость проекта: создание единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ожидаемые результаты для детей:
• Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
• Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
Ожидаемые результаты для родителей:
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
• Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
- Укрепление связи с родителями.
Методическая копилка:
• Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
• Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных моментов.
• Сценарии развлечений и досугов.
• Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
• Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.
Оснащение предметно-развивающей среды группы:
- Изготовить методическое пособие.
- Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
- Сделать подборку дидактических игр.
Работа с родителями:
- Консультации:
- «Моем ручки»;
- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»;
- Предметы для развития культурно-гигиенических навыков ребенка.
- Родительские собрания:
- «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение».
- Анкетирование «Здоровый образ жизни»
Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные: (коллаж «Предметы для умывания»)
- словесные: беседы, чтение стихов, потешек, объяснения, указания, словесные инструкции;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- творческие (в гости к «Мойдодыру»)
Этапы реализации проекта
Цель | Мероприятия |
Подготовительный этап | |
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы. |
Подготовить материал для работы с родителями |
Основной этап | |
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр, занятия по данной теме. | Работа с родителями:
Работа с детьми:
Беседы:
Дидактические игры:
Сюжетно- ролевые игры:
Игровые ситуации:
Речевые ситуации:
Пальчиковые игры:
Чтение художественной литературы:
Опытно-экспериментальная деятельность:
Экскурсии:
Продуктивная деятельность:
|
Заключительный этап. | |
Подведение итогов работы над проектом. |
«Чему научился Ваш ребёнок?»
«Вот как мы …» |
Список литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Методическое пособие. М., Сфера, 2014 г.
- Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. М., ТЦ «Сфера», 2004.
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков в детском саду. Айрис-дидактика, 2017 г.
- Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях ДОУ. СПб, Детство-пресс, 2015 г.
- Интернет – сайт «Дошкольник» http://doshkolnik.ru
Приложение 1.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Да здравствует мыло душистое!»
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков детей 3 - 4 лет.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами мыла;
- Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- Обогащать словарный запас (душистое, туалетное мыло, стружка, пена).
Предварительная работа:
- чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
- проведение игры с мыльными пузырями;
- конкурс рисунков «Мыльный пузырь»;
- тематическая беседа из серии «Вежливые сказки» на тему «Как я выгляжу»
Материал к занятию:
- кусочки мыла по количеству детей;
- коробочка-посылка с письмом;
- мыло туалетное разных форм;
- для опытов: емкости с водой на каждого ребенка, стружки мыла, трубочки для коктейля;
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха и мыло разных форм.
Воспитатель: - Дети, нам принесли посылку! Откроем ее? (ответы детей)
- Ой, она не открывается! Дети, а здесь письмо. Сейчас я его прочитаю.
(читаю письмо)
Воспитатель: -Дети, эта посылка волшебная, чтобы ее открыть, а мы ведь хотим ее открыть? (ответы детей) … необходимо отгадать загадку, и вы узнаете, что тут лежит!»
- Вот это чудеса! Дети, слушайте внимательно загадку?
У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало!
(ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку.
Раздаю детям мыло. Дети обследуют кусочки мыла.
Воспитатель: - Ребята, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое). Понюхайте его. (оно пахнет). Какое оно по цвету? (розовое, белое, желтое).
Воспитатель: - Ребята, здесь в коробочке есть еще мыло. Вот какое (достаю круглое). Какое мыло по форме? (круглое) А это? (достаю квадратное) – (квадратное). Ой! А это кто? (достаю мыло в виде мишки) – (мишка!)
Воспитатель: - Ребята, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы. Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)
Воспитатель: - Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное. А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем еще много интересного о мыле! Вперед?!
(ответы детей)
Физкультминутка.
(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).
По ровненькой дорожке,
Шагали наши ножки -
дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем –
дети перешагивают через воображаемые камешки,
при словах "в ямку за товарищем" приседают.
Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.
Воспитатель: Мы приехали в лабораторию, где все готово для работы. Начнем? (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми провожу опыты.
- В емкости с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
- С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра “У кого пена выше и пышнее?”
(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).
Выводы детей: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: Ребятки, мы с вами узнали много нового и интересного о мыле. Давайте вспомним все, о чем мы сегодня узнали. (мыло пахнет, пенится, растворяется в воде, имеет разную форму и цвет) Вам понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Теперь все будут дружить с мылом? А ручки мыть без мыла можно? (нет, оно отмывает грязь)
Воспитатель: Молодцы! И хочется закончить наше занятие словами из сказки про «Мойдодыра»:
«Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!»
Приложение 2
Консультация для родителей
"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.
Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
В три-четыре года у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!».
Цель: Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.Задачи:Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.Формирование потр...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе "Надо, надо умываться по утрам и вечерам"
Формирование навыков гигиены, развитие мелкой моторики и словотворчества....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто».
Вид проекта: познавательно-игровой.Продолжительность проекта: краткосрочный (20 ноября -1 декабря 2019 г.).Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели, помощник воспитателя....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Умываемся мы чисто»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Умываемся мы чисто»Цель проекта: Формирование у детей культурно-гигиенические навыки в игровой фо...
Презентация по формированию КГН в 1 младшей группе "Надо, надо умываться..."
Цель презентации: Формировать у детей привычку (сначала под контролем взрослого, а затем, самостоятельно):мыть руки мылом по мере загрязнения и перед едой;насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем...
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто».
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста«Умываемся мы чисто»....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста на тему:
Культурно- гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Поэтому очень важно привить детям навыки опрятности. Содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви.Цель проекта ...