Дифференцированный подход в коррекционной работе в зависимости от тонуса мышц
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Эта презентация включает в себя метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация массаж | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является: – нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; – устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; – стимуляция положительных кинестезии; – улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.); – увеличение силы мышечных сокращений; – активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме ( высокий тонус ) Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекса запрещающего положения тела. Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию. Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса.
приемы логопедического массажа Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.
I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).
Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Массаж шеи М ассаж лба Цель: приведение мышц лба в состояние покоя Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Массаж щек Цель: расслабление щечной мышцы.
Ц ель: расслабление мышц, поднимающих угол рта . Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.
Массаж скуловой мышцы Цель: расслабление скуловых мышц . Массаж губ Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта . Цель: расслабление губ.
Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Массаж языка Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.
II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).
М ассаж шеи Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз.(рис 13) Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка. Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.(рис 14) Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба.(рис 15) Массаж лба Цель: расслабление лобных мышц. Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.
Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.(рис 17) Массаж области глазниц Цель: расслабление мышц окружности глаз. Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза.(рис 18)
Массаж щек Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу. Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.(рис 19) Точечный массаж щек Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.(рис 20)
Массаж скуловой мышцы Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.(рис 21) Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.(рис.22)
Массаж губ Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.(рис.23) Цель: расслабление мышц губ. Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ.(рис 24)
Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре. Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.(рис 25, 26)
Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре. Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне.(рис 27, 28)
Массаж языка Цель: расслабление продольных мышц языка. Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка. Цель: расслабление поперечных мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону. Точечный массаж языка при гиперкинезах Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов. Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки.(рис 33)
III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).
Массаж лба Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: поглаживание лба от середины к вискам. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: разминание лба от середины к вискам. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от середины к вискам.
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: постукивание лба от середины к вискам. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: пощипывание лба от середины к вискам.
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.(рис 40) Массаж щек Цель: укрепление мышц щек. Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание: вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.
Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу. Описание: пощипывание щек.
Точечный массаж, вариант № 1. Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.
Точечный массаж, вариант № 2. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.
Точечный массаж, вариант № 3. Цель: укрепление и стимуляция мышц лица. Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУ-ЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.
Массаж скуловой мышцы Цель: укрепление скуловой мышцы. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.(рис 48) Цель: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта. Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.(рис 49) Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.(рис 50) Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.(рис 51)
Цель: укрепление мышц губ. Описание: поглаживание губ от середины, к углам. Цель: укрепление мышц губ. Описание: разминание губ от середины к углам. Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам.
Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: пощипывание губ от середины к углам. Цель: стимуляция мышц губ. Описание: похлопывание губ от середины к углам. Цель: стимуляция мышц, обеспечивающих подвижность губ. Описание: обкалывание губ от середины к углам.
Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: растирание мышц по носогубным складкам.(рис 58) Точечный массаж Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх.
Массаж языка Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка. Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.(рис 60) Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка. Описание: ритмичные надавливания на язык от корня к кончику. Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка. Описание: поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка.
Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка. Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка. Цель: уменьшение уровня саливации. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Цель: укрепление мышц языка. Описание: проводится разминание языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения
Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения...
Дифференцированный подход в методической работе ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...
Дифференцированный подход в методической работе ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...
Дифференцированный подход в методической работе ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И...
Дифференцированный подход в методической работе ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И...
Дифференцированный подход в методической работе ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И...
«Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе»
laquo;Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе»...