Взаимодействие семьи и ДОУ в целях воспитания эмоционально здоровой личности ребенка.
материал на тему

Скрябина Ирина Георгиевна

Взаимодействие семьи и ДОУ в целях воспитания эмоционально                                   здоровой личности ребенка.

 

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и доу  сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым социально-педагогическим комплексом с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

 

Типичным для современной семьи является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

1.  Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

2.  Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

3.  Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

4.  Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

5.  Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи:педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

6.  Систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

7.  Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.

Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слилось.

Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:

§   Массовые;

§   Групповые;

§   Индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

1.   Лекции (педагогические лектории);

2.   Конференции;

3.   Круглые столы;

4.   Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

1.         Собрания-беседы на воспитательные темы;

2.         Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;

3.         Собрания-консультации;

4.         Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

1.         Беседы;

2.         Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);

3.         Педагогические поручения;

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

 

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений и родители не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

Второй зтап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).

В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.

§   Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.

§   Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков мастерства".

§   Персональные выставки детских работ (например, "Лепка Вани Белобородова").

§   Летний конкурс "Мисс и мистер... года". Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.

§   "Мастерская добрых дел" объединяет всех членов семьи.

Третий этап ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной,эмоционально здоровой личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.

В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

•   Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.

•   Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.

•   Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.

Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сказать, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоциональноздоровых детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в целях воспитания эмоционально                                   здоровой личности ребенка.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и доу  сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым социально-педагогическим комплексом с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Типичным для современной семьи является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

1.  Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

2.  Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

3.  Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

4.  Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

5.  Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

6.  Систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

7.  Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.

Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слилось.

Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:

§   Массовые;

§   Групповые;

§   Индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

1.   Лекции (педагогические лектории);

2.   Конференции;

3.   Круглые столы;

4.   Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

1.         Собрания-беседы на воспитательные темы;

2.         Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;

3.         Собрания-консультации;

4.         Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

1.         Беседы;

2.         Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);

3.         Педагогические поручения;

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений и родители не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

Второй зтап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).

В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.

§   Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.

§   Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков мастерства".

§   Персональные выставки детских работ (например, "Лепка Вани Белобородова").

§   Летний конкурс "Мисс и мистер... года". Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.

§   "Мастерская добрых дел" объединяет всех членов семьи.

Третий этап ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной,эмоционально здоровой личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.

В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

•   Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.

•   Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.

•   Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.

Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сказать, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоционально   здоровых детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"

Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...

Дискуссия «Взаимодействие семьи и ДОУ с целью социально-коммуникативного развития личности ребенка»

Дискуссия  «Взаимодействие семьи и ДОУ с целью социально-коммуникативного развития личности ребенка»...

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы поликультурного образования и воспитания дошкольников, формирования языковой личности ребенка и освещению ключевых аспектов взаимодействия семьи и ДОО...