Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Крюкова Альбина Викторовна

Дипломная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон: 8 (800) 555-30-69

E-mail: www.razvitum.org

Дипломная работа

Тема: Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе

Программа переподготовки: Теория и методика дошкольного образования и воспитания (Воспитатель ДОУ)

Выполнил: Крюкова Альбина Викторовна

Воспитатель МАДОУ-центр развития ребёнка

Детский сад №83 г. Хабаровск

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Раздел 1. Роль институтов семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к обучению в школе        5

Раздел 2. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников        12

Раздел 3. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        27

ПРИЛОЖЕНИЯ        35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современных государственных документах заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально развитой личности, ее жизненное самоопределение, самореализация, жизнетворчество. Потребности общества в самостоятельной, творческой, инициативной личности определяют новые параметры её обучения, выдвигают повышенные требования к старшим дошкольникам. На современном этапе происходит постепенное формирование новых моделей социального поведения, конструирование персональной системы ценностей, вследствие чего перед педагогической наукой возникла потребность переосмысления и пересмотра традиционных установок формирования готовности ребенка к обучению в школе.

Важно сочетать подготовку к школе в семье с воспитанием ребенка в коллективе сверстников. Задача современного детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, разработать единые с семьей подходы. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми к сотрудничеству и способствовали раскрытию способностей и возможностей старшего дошкольника.

В педагогической науке издавна длится спор: что является более важным фактором в развитии дошкольника – семья или детский сад и другие образовательные учреждения. Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Теоретической основой для исследования взаимодействия детского сада и семьи являются работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Е.П. Арнаутова «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного образовательного учреждения о сотруднические с семьей», «Планируем работу ДОУ с семьей», Н.Д. Вавилова Ребёнок поступает в детский сад, Е. Волкова-Гаспарова «Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями», Н.Ф. Голованова «Социализация и воспитание ребёнка», О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», Е.С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», А.В. Козлова «Работа с семьей», Е.С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», Л. Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции».

Объектом исследования является процесс педагогического взаимодействия  сотрудников ДОУ с семьями воспитанников.

Предмет исследования – педагогическое взаимодействие  сотрудников ДОУ с семьями воспитанников в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.

Цель исследования – на основе социально-педагогического анализа выявить функциональные особенности и проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:

– изучить роль институтов семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к обучению в школе;

– проанализировать теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;

– охарактеризовать пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Раздел 1. Роль институтов семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к обучению в школе

Взаимодействие родителей с образовательным учреждением также связано с реализацией ряда обязанностей и прав всех участников образовательного процесса: родителей и педагогов. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного развития дошкольников, взаимодействия с родителями.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) соответствует новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей, для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Действующий Федеральный государственный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 01.01.2014 года. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. В новых ФГОС ДО говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы требования по взаимодействию с родителями дошкольника. Важным принципом является сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития.

Один из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – «сотрудничество Организации с семьями» – более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «… сотрудничество в интересах семьи… в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья… развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием ещё одного принципа Стандарта: «… приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи».

В настоящее время радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Семья и ДОУ являются главными социальными институтами. Социальный институт – это относительно устойчивая форма организации социальной жизни, выполняющая общественно значимые функции и обеспечивающая достижение целей. В аспекте изучения нашей проблемы главной задачей указанных социальных институтов является социализация личности дошкольника.

«Социальный актор» – такой социальный субъект, который действует и способен своей деятельностью внести те или иные изменения в окружающую среду. «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль в жизни общества. Понятие «социальный актор» отражает широкий спектр взаимодействующих общностей, используя его, мы делаем акцент на поведении общностей. Тем самым данный термин помогает понять существо общности, которая ведет себя определенным образом, предпринимает социальные действия. В этом понятии заложено также понимание того аспекта, что разные актеры играют разные роли. В сфере дошкольного воспитания под актором следует понимать любую организацию, любую группу и индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние на социализацию дошкольника (воспитателей, родителей, других родственников и пр.).

От факторов следует отличать каналы социализации (источники информации о социальном опыте). Можно выделить такие каналы современной социализации дошкольников: семья; дошкольное образовательное учреждение; СМИ (ТВ, видео- и мультипликационная продукция); общественные, культурно-развлекательные организации и общества; литература; педагогика; улица; музыка; виртуальная реальность компьютерных игр; Интернет; игрушки и игровые комплекты (не компьютерные); средства продуктивной деятельности; коллектив сверстников. Главными задачами семьи и ДОУ является ограничение доступа детей к деструктивным каналам и приобщение к педагогически правильным и полезным[1].

Социально ответственные родители много усилий тратят для того, чтобы их дети выросли совершенными личностями, максимально самореализовались в жизни. Однако эти усилия не всегда дают ожидаемые результаты. Дошкольное образовательной учреждение – помощник семьи в социализации детей. Однако, сегодня авторитет обычного дошкольного учреждения среди простых граждан не слишком адекватен. Причин объективных и субъективных – немало. А главное в том, что два из трех основных субъектов воспитательного процесса (ребенок-родители-педагоги) слишком далеки от взаимопонимания, они не знают друг о друге того, что должно сделать их единомышленниками. А от этого страдает ребенок: уже хотя бы потому, что должен приспосабливаться к обеим системам воспитательного воздействия – семьи и дошкольного учебного заведения[2].

Современные исследования демонстрируют, что в практике общественного и семейного воспитания преобладает не принцип преемственности, а параллелизма, т.е. семья решает свои задачи, а дошкольное учреждение – свои. При таких условиях, социализация детей не приносит ощутимых результатов[3].

Следует отметить, что педагоги дошкольных учебных заведений не всегда осознают важность и необходимость сотрудничества с семьей. Многие молодые (да и не только) специалисты считают, что их научили понимать ребенка, обучать, воспитывать и недооценивают роли родителей, поскольку считают, что воспитывают ребенка правильно, на научной основе. Очень часто и родители думают, что они знают своего ребенка лучше, чем другие, понимают его, а, следовательно, и воспитывают сами. Таким образом, семья и ДОУ – это две системы, которые изредка взаимодействуют. Сегодня сотрудничество дошкольного учреждения с родителями сводится к предоставлению последними материальной помощи (на ремонт, приобретение необходимых канцтоваров, игрушек, оборудования, гардин и т.д.). Два социальных агента, которые очень близки ребенку дошкольного возраста – родители и воспитатели, пытаются заниматься социализацией автономно, независимо друг от друга, что не может принести плодотворных заключительных результатов[4].

Укажем основные функции детского сада: организация учебно-воспитательного процесса, подготовки ребёнка к школе и самостоятельной жизни; создание условий, необходимых для адаптации детей в обществе; создание развивающей среды в условиях предоставления детям свободного выбора (Доброе Начало); сотруднические отношения между педагогом и детьми (программы Занятия по валеологии, Я – гражданин – декларация прав детей, Юный эколог – знания об экологии); наполнение жизни детей красочными событиями – праздники, развлечения, театральные представления; создание условий для реализации креативного потенциала детей; ДОУ помогает матерям, неблагополучным семьям в воспитании детей[5].

Основными функциями семьи является: обеспечение физического и эмоциональное развития дошкольника; формирование психологического пола ребенка; умственное развитие ребенка, формирование отношения дошкольников к учебе; овладение человеком социальными нормами, когда же речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным; в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации ребенка, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения; семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или же мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях[6].

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольника к школе лежит сотрудничество. Инициаторами его установления может выступать любой агент социализации, но в идеале это должно быть дошкольное учреждение. Профессионально подготовленный воспитатель должен осознавать, что сотрудничество необходимо в интересах ребенка. В этом необходимо убедить также родителей[7].

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с семьями, которая осуществляется на основе социальной перцепции посредством общения.

Основной задачей взаимодействия является обеспечение ребенку в семье и дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного физического и психического развития, содействие его подготовки к школе[8].

Чтобы лучше, ответственнее подойти к подготовке ребенка к школе, родители вместе с воспитателями должны построить свои отношения на принципах взаимного уважения, понимания важности друг друга и осознания того, что такое партнерство является долговременным влиянием в общих интересах[9].

Современное состояние дошкольного образования требует целостного подхода к личности ребенка. Этим объясняется необходимость делового взаимосвязи семьи и детского сада на основе объединения их социализирующих усилий. Воспитатель и родители действуют в интересах ребенка, принимают решение относительно его воспитания и обучения, создают для него надлежащие условия готовности к школе. От того, насколько эти взаимоотношения будут согласованы, настолько зависит успех формирования личности в целом[10].

Благодаря тесному сотрудничеству дошкольного учебного заведения с родителями и другими членами семьи вокруг детей создается атмосфера доверия, взаимопонимания, поддержки, единых требований. Это означает, что родители и другие члены семьи должны перестать быть пассивными, выступать в роли экспертов или наблюдателей, и начать действовать с воспитателями и детьми на основе партнерства с правом инициативы, активного действия, самоконтроля. Они являются равноправными партнерами и союзниками в процессе подготовки ребенка к школе. Идеи родителей следует ценить, к их советам – прислушиваться. Желательно вместе с родителями обсуждать и решать глобальные проблемы и конкретные вопросы, принимать важные решения. Только благодаря высокой культуре общения сотрудников ДОУ и родителей, доброжелательности, непредвзятости в решении различных проблем можно достичь эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи[11].

Такой подход способствует сближению в детском сознания образов воспитателей и членов семьи за счет приобретения этими близкими людьми общих черт, определенного единства. В частности, образ воспитателя смягчается, соотноситься с образами родителей. Вместе с тем ребенок начинает воспринимать членов семьи не только как людей, обслуживающих его, удовлетворяющих все прихоти, выдерживающих капризы, но и как авторитетных требовательных воспитателей, носителей интересной информации, многих умений, способностей[12].

Таким образом, равновесие во влиянии на ребенка каждого института социализации – семьи и дошкольного учебного учреждения, гармоничное распределение между ними сфер влияния и функций положительно отражаются на подготовке ребенка к школе. Своевременное, целенаправленное и эффективное сочетание семейного воспитания с общественным – важное условие успешной подготовки дошкольника к школе.


Раздел 2. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Сегодня в дошкольной педагогике начали разрабатывать новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сотрудничества семьи и детского сада[13].

Опыт, который приобретает дошкольник в детском саде и семье, разный: в семье ребенок – объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду – равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложено главное содержание сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Когда мы говорим о детском саде, следует вспомнить понятие общественного воспитания.

Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой[14] (См. Табл. 1).

Таблица 1. Сравнение общественного и семейного воспитания

Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случай-ной педагогической литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания

Таким образом, каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки.

Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является единство и понятность требований, которые выдвигают к ребенку взрослые, в том числе родители и воспитатели в процессе подготовки к школе. И задание педагогического коллектива современного детского сада – быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных заданий воспитания и образования.

Уникальность семьи как социального института предопределена долговременным и глубоким взаимодействием между родителями и детьми. Семья является наиболее стойкой общественной микро-группой для ребенка в течение всего периода его становления. В кругу семьи возникают первые социальные связи малыша. Именно в семье он активно воспринимает и усваивает жизненные образцы, общественные нормы, привычки и традиции той общественной прослойки, к которой принадлежит его семья, привлекается к социальной деятельности.

Семья – не только первый, но и самый главный, незаменимый институт социализации ребенка первых годов жизни. Законами общественной жизни дошкольник овладевает через осознание характера взаимоотношений между людьми, представления о содержании и сложности социальных ролей[15].

К психологическим механизмам семейной социализации, в условиях которой происходит функционирование персональной среды развития ребенка, принадлежат: идентификация (ребенок подражает родителям); включение родителей во внутренний мир ребенка, его интересы, потребности, вкусы, стремления; целеустремленное формирование поведения, которое отображает систему норм, одобренных обществом[16].

Учитывая разнообразие стилей семейного воспитания (доминаторный, партнерский и их разновидности), обобщенную характеристику «благополучия», «неблагополучия», понятным становиться тот факт, что дети, которые имеют лишь такой опыт, по-разному стартуют в начале своего школьного обучения, то есть начале такого периода, когда они впервые вынуждены выйти за пределы только семьи. Узость социального опыта, в определенной степени его однобокость (в большинстве современных семей ребенок не решает никаких проблем, не имеет опыта ответственности за собственные действия) утруждает ситуацию вхождения малыша в новый социум, в котором, в отличие от семьи, не каждый идет ему навстречу. Даже дети, которые воспитывались в партнерской семье, где господствуют открытые отношения, сочувственные отношения, чувства защищенности, тесная семейная сплоченность, хотя и быстрее адаптируются к новым условиям, однако плохо переживают дефицит социального опыта. Дети же, которые воспитывались в доминаторных или тоталитарных семьях с суровыми правилами принуждения, отсутствием семейного единства, с состоянием постоянной школьной конкуренции, очень сложно строят собственные отношения со сверстниками, чувствуют ужас от необходимости общаться со взрослыми[17].

Следовательно, семья – ближайшая развивающая и воспитательная среда старшего дошкольника. В семье дети ориентированы на взрослого, его оценки, знания, поступки. Однако процесс подготовки ребенка к школе был бы неполным, если бы ограничивался лишь тем опытом, который ребенок может получить в общении и взаимоотношениях с взрослыми. Следовательно, дети, которые посещают дошкольные учебные учреждения, на момент вступления в школу оказываются в более выгодном положении, поскольку, кроме опыта семейной социализации, они еще имеют и опыт, добытый в процессе разнообразной жизненной практики общения и взаимодействия со сверстниками[18].

По концепцией дошкольного воспитания современное дошкольное учебное заведение должно стать «институтом социализации», назначение которого – обеспечить физическую, психологическую и социальную компетентность ребенка от рождения до шести-семи лет, возможность адаптации к нормированному существованию среди людей, сформировать ценностное отношение к миру, научить личностному существованию, вооружить элементарными навыками и искусством жизни. Ребенок получает практику (чаще всего интуитивно) отбора, активизации качеств, принятых определенным детским обществом. Это формирует гибкость, способность приспособления к среде, уважение к другим, развивает уверенность в себе. Однако детское общество может активизировать и негативные качества ребенка, стимулировать агрессивность, чрезмерную гибкость, подчинение большинству. В-третьих, детское общество в ДОУ создает условия для практики социального поведения. Взаимоотношения детей становятся, так сказать, полигоном для проверки и закрепления усвоенных социальных моральных норм. Следовательно, в процессе подготовки ребенка к школе, педагогу принадлежит очень значительная и ответственная роль. Его нельзя заменить взрослым обществом[19].

Даже если ребенок не посещает по любым причинам дошкольное учебное заведение, очень важно предоставлять ему возможность продуктивно общаться с ровесниками через разные формы дополнительного образования, к которым принадлежат и тематические группы, развивающие центры.

Дошкольное образование является первым звеном системы непрерывного образования, которое наряду с семейным воспитанием закладывает основы социокультурного становления личности, обеспечивая формирование комплекса ключевых образовательных компетентностей[20].

Дошкольное учебное учреждение, должно стать ответственным за процесс социального развития личности, призванным облегчить его вхождение в широкий мир и развить внутренние силы. Ребенок учится быть человеком: познает себе подобных, начинает понимать их, наследовать, получать за свои действия поощрение или осуждение.

Дошкольное учебное заведение – это, в первую очередь, специально созданная общественная и образовательная среда для ребенка, основное назначение которой – социальная адаптация его к условиям жизни в обществе незнакомых детей и взрослых, подготовка к школе. При таких обстоятельствах ДОУ выступает в качестве своеобразного посредника между узким семейным кругом, из которого выходит малыш, и незнакомого мира, к жизни в котором он должен вскоре приучиться.

При переходе от иной социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новое социальное сообщество, процесс адаптации, растворения в нем. Задание воспитателей в работе с детьми – облегчить адаптацию детей к новым социальным условиям, помочь адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть необходимыми знаниями и конструктивными формами поведения, а также подготовить дошкольников к школьной жизни[21].

Для ребенка в процессе подготовки к школе, важное значение имеет участие в этом процессе семьи, дошкольного учреждения и начальной школы. В связи с этим подготовка детей к школе на основе взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы определяется как социально-личностное явление. Оно предопределено совокупностью факторов, методов, средств и форм современного обучения и воспитания, а также административных и общеобразовательных мероприятий, которые превращаются им на систему, направленную на формирование целостной личности, ее образовательной и социальной компетентности.

Все это требует пересмотра подходов к организации работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, которые начинают посещать дошкольные учреждения в возрасте 5 лет. Они имеют разный жизненный и социальный опыт и воспитателю нужно в сжатые сроки диагностировать уровень социальных умений и навыков, провести коррекционную работу, нивелировать проблемы и сложности адаптации к новым условиям дошкольного учреждения[22].

Для обеспечения последовательности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы воспитатель должен хорошо знать содержание, задание, принципы и методы обучения в школе. Он должен быть хорошо осведомлен с нормативно-правовыми документами, которые регулируют работу школы. Последовательность в работе дошкольного учебного учреждения и школы достигается тогда, когда учебно-воспитательный процесс в дошкольном учебном заведении направлен на всестороннее развитие и подготовку детей к обучению в школе, когда установлены тесные контакты между дошкольным образовательном учреждением и школой.

Сегодня необходим пересмотр многих подходов воспитания, внедрение методов, нацеленных на новаторство и творчество. Воспитателю важно понимать, что в работе с дошкольниками нет места «школьной» модели обучения, нельзя детей перегружать информацией. Приоритет в работе с дошкольниками должен предоставляться не учебе, а воспитанию и развитию[23].

Ребенок усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в частности семью, детский сад и школу. Умение ребенка войти в детский коллектив, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство общительности – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным обстоятельствам, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития, облегчают первые шаги в классном коллективе и школьную жизнь в будущем[24].

Таким образом, определяющими чертами дошкольного образования сегодня стала с одной стороны большая динамика роста потребностей родителей в дошкольном образовании детей, с другой – отказ от привычного господствующего ранее простого ухода за детьми; осознание огромной важности в этом возрасте хорошего интеллектуального, физического и личностного развития, социализации и качественной подготовки к старту успешной учебы в школе.


Раздел 3. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе

Современный подход к проблеме одаренности и ее специфики в дошкольном возрасте позволил разработать схему развития личности дошкольников, путем взаимодействия семьи и ДОУ [см. Приложение А]. Особенностью разработанной схемы является то, что она направлена на сотрудничество родителей, воспитателей и психолога дошкольного учреждения.

Одним из заданий разработанной схемы сотрудничества является обеспечение психолого-педагогической подготовки родителей, которая является необходимой для стимулирования и развития потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Для этого мы использовали схему подходов к сотрудничеству педагогов ДОУ и семьи [см. Приложение Б].

Основой для взаимодействия родителей и ДОУ с целью подготовки детей к школе может стать работа семейного клуба «Старший дошкольник». Цель работы такого клуба: повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование активного педагогического сознания, формирование духовно-моральных ценностей семьи с помощью участия в семейном клубе. Формы деятельности в рамках клуба: семинары, семинары-практикумы; дни диагностики; круглые столы, конференции; общие занятия, открытые демонстрации; система консультаций; домашние задания; родительские собрания.

Основными функциями существования такого семейного клуба может стеть: Организационно-посредническая – участие родителей в роботе педагогического совета ДОУ, родительских комитетов и других объединений родителей, взаимодействие с общественными организациями; информационно-просветительская: обеспечение родителей информацией о ДОУ и документации, которая регламентирует деятельность ДОУ; организация педагогически-просветительской работы с родителями с помощью разнообразных средств ознакомления с актуальной информацией; предоставление индивидуальной педагогической помощи; организационно-педагогическая: привлечение родителей в образовательный процесс; организация совместной деятельности с детьми и педагогами – участие в праздниках, развлечениях, оздоровительных мероприятиях; предоставление родителями посильной помощи ДОУ.

На первоначальном этапе реализации программы функционирования семейного клуба в подготовительной группе детского сада рекомендуется проводить анкетирование родителей в целях получения информации о семье и ребенке. Также на этом этапе рекомендуется ознакомление и активное использование родителями пальчиковых гимнастик, которые используют и педагоги группы; ознакомление можно провести через брошюры, размещение информации на сайте учреждения, на родительских собраниях. Также важно проведение дня открытых дверей. При этой форме работы появится возможность у родителей узнать о деятельности ДОУ, в котором будут воспитываются их дети.

На основном этапе в течение года рекомендуется организация и активная работа «Клуба родителей». Задачами клуба могут являться повышение педагогической культуры, организация образовательных творческих вечеров вместе с детьми. Несомненно, в наш век информатизации общества, в течение года необходимо создать сайт и активно наполнять содержание сайта актуальной для подготовки к школе информацией.

Следует отметить и другие формы работы с семьей, которые могут быть использованы. Это памятки и буклеты на тему: «Воспитание ответственности», «Как развить самостоятельность», «Развивающие игры» и др. По-прежнему популярны тематические встречи с проблематикой «Учить или не учить?», «Какой ты, завтрашний первоклассник?», «Самочувствие семьи в преддверии начала школьной жизни».

Можно использовать также такую технологию подготовки и проведения родительских собраний, как студия, которые являются центральным звеном в совместной работе педагогов и родителей над каждой из выбранных ими тем, связанных с воспитанием детей. Отличие собраний-студий от традиционных, состоит в следующем: они носят неформальный характер; все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают равноправное положение и одинаково активны; положительный эмоциональный фон создается за счет просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы; обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Студийная форма проведения собраний создает условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность.

Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что дает родителям возможность сравнить свою собственную позицию с позициями других родителей. На этапе подготовки собрания следует определить, зачем приглашаются родители, какой результат следует получить от встречи, поэтому цели обсуждаются всеми педагогами, четко формулируются и записываются.

Собрания-студии помогают родителям лучше познакомиться с содержанием воспитательно-образовательной работы в ДОУ, с нравственно-эстетическим воспитанием детей, а педагогам – узнать особенности воспитания в разных семьях. Все это сплачивает семью, повышает ее нравственно-эстетический потенциал и педагогическую культуру.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума «Эффективные способы коммуникации со старшим дошкольником» предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и дошкольного учреждения в процессе подготовки к школе, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Одной из эффективных форм работы с родителями в настоящее время является «День открытых дверей» (презентация дошкольного образовательного учреждения). Целью «Дня открытых дверей» является ознакомление родителей с результатами работы дошкольного учреждения, возможна демонстрация (фрагментарно) всех видов деятельности по развитию личности каждого старшего дошкольника. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Вниманию родителей могут быть предложены: режимные моменты, совместная непосредственно образовательная деятельность, формы оздоровительной работы, театрализованные представления, мини-концерт, дегустация блюд. Родители совместно с детьми могут поучаствовать в викторинах, конкурсах, изготовлении коллажей и многом другом. «Дни открытых дверей» рекомендуется проводить 2-3 раза в год. Подготовку к ним лучше начинать заранее, задолго до назначенного срока. Важно продумать, что именно показать родителям, учесть возрастные особенности детей и интересы самих родителей.

За несколько дней до проведения при входе в детский сад размещается красочно оформленное приглашение для родителей, где представлен общий план проведения дня открытых дверей. В нем указывается перечень мероприятий, подготовленных педагогами ДОУ, информация для родителей, в каких группах и в какое время они могут их посетить, узнать, какие педагоги проводят занятия, тему и цель этих занятий. План проведения дня открытых дверей составляется с привлечением всех воспитателей и специалистов детского сада. Это могут быть как занятия в группах, ИЗО-студии, так и спортивные, музыкальные развлечения, просмотр режимных моментов, проведение сюжетно-ролевых игр. Для удобства родителей проведение открытых мероприятий планируется в первую и во вторую смену, чтобы все желающие имели возможность посетить предлагаемые мероприятия в удобное для них время. В приемной каждой группы размещается приглашение для родителей на День открытых дверей. Желающие записываются на занятия, которые они бы хотели посетить. Это помогает педагогам продумать размещение гостей в группе, количество необходимых посадочных мест. С родителями заранее договариваются о сменной обуви, необходимости снять верхнюю одежду. Они также могут выступать в роли помощников при проведении дня открытых дверей. Например, в условленное время надо включить или выключить музыку, используемую на занятии, помочь в расстановке оборудования, демонстрации слайдов, подборе атрибутов для сюжетно-ролевой игры и т. д.

В последнее время особый интерес у педагогов ДОУ вызывает такая форма работы, как портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Портфолио дошкольника – это, прежде всего первый шаг в открытии ребенком своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Собирая специальную папку – портфолио, можно не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития. Портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, на педагогический коллектив и на конкретную семью.

На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада следует способствовать установлению диалога ДОУ-семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ социально-педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, позволил сформулировать следующие выводы.

В современном обществе все более заметной становится тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания подготовке своего ребенка к школе. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного ДОУ. Порой срабатывает старый стереотип: педагоги считают, что это родители должны им помогать, а родители придерживаются такого взгляда: мы отдаем ребенка в детский сад, а вы его воспитывайте и готовьте к школе, и педагоги принимают это как социальный заказ, при этом испытывая трудности в личном взаимодействии с родителями. В последнее время это чаще всего вызвано социальным расслоением общества.

К институтам социализации дошкольников и их подготовки к школе принадлежат семья, образовательные учреждения, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церковь. Самыми важными институтами социализации ребенка на протяжении первых годов жизни выступают семья и ДОУ.

Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь, и педагоги нуждаются в их посильной помощи. Роль родителей очень велика в организации образовательной и воспитательной деятельности детей. Она является примером здорового образа жизни, сознательной дисциплины, долга и ответственности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья.

При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс. Для формирования партнерства (сотрудничества) между детьми и взрослыми в дошкольном образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет при условии организованной совместной деятельности педагогов, детей, родителей. Обязанность педагогов, донести до родителей мысль о том, что подготовка дошкольника к школе осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов. Приоритетную роль в работе с родителями имеют совместные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения, где атмосфера способствует раскрытию неожиданных талантов, как старших дошкольников, так и родителей, единению взрослых и малышей. Родители начинают анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию, как к серьезному и целенаправленному процессу.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, потому взаимодействие педагогов и родителей становится насущной проблемой дошкольного воспитания и образования. Семья и детский сад дают ребенку определен социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Каждый институт воспитания – семья и детский сад – имеет свое особенное содержание, которого нет у другого. Каждое дошкольное учреждение прилагает множество усилий для того, чтобы сделать детский сад привлекательным для родителей, чтобы именно в этот детский сад они привели своего малыша. Во многих ДОУ такая работа не имеет целостного систематического характера, а проходит с помощью традиционных форм и методов, что свидетельствует о необходимости организации целенаправленного систематического взаимодействия родителей и ДОУ.

Главным направлением в работе с родителями и подготовке детей к школе может стать работа семейного клуба «Старший дошкольник», который помогает создать оптимальные условия для: подготовки ребенка к школе: возрождения традиций семейного воспитания; сохранения и укрепления здоровья детей; их интеллектуального развития; развития коммуникативной сферы; формирования навыков социальных отношений

Занятия клуба должны быть ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей, где смогут обмениваться опытом и мыслями родители, специалисты и педагоги ДОУ. С помощью такой деятельности можно повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительскую компетенцию, способствовать созданию единых образовательных требований к дошкольникам в семье и ДОУ.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями (собрание-студия, клуб родителей, портфолио и др.) повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями, что также способствует более быстрой и успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. То есть, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети.

С помощью комбинирования различных форм работы и целенаправленной работы с родителями можно повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительскую компетенцию, способствовать созданию единых требований к дошкольникам в семье и ДОУ и улучшить подготовку старших дошкольников к школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллина Л.Э. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников при переходе к деятельностной парадигме образования / Л.Э. Абдуллина // Непрерывное педагогическое образование.ru. – 2012. – № 1. – С. 223.
  2. Азизова Н.Р. Преемственность базовых семейных традиций трудового воспитания детей // Н.Р. Азизова, Г.И. Репринцева // Aspectus. – 2013. – № 1. – С. 63-74.
  3. Апремова М.И. Взаимодействие семьи и ДОУ в современном социуме / М.И. Апремова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 237-242.
  4. Байрамгулова Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ / Т.Н. Байрамгулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-2. – С. 8-11.
  5. Балаганская З.В. Проект «мир в нашем доме» как средство взаимодействия ДОУ и семьи / З.В. Балаганская, А.Ф. Никифорова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. – 2014. – С. 10-11.
  6. Батюта М.Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 – Психология) / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. – Москва: Логос, 2011. – 306 с.
  7. Березина Т.А. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами / Т.А. Березина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – С. 14-18.
  8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: [Текст]: предметная область психологии и педагогики, личность и ее развитие, познавательная, учебная и профессиональная деятельность, общение в семейной, образовательной и профессиональной среде, психологический и педагогический практикум: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Москва [и др.]: Питер, 2011. – 620 с.
  9. Бутова Т.Г. Развитие сферы дошкольных услуг: проблемы регулирования [Текст]: монография / Т. Г. Бутова, Е. Г. Григорьева, В. В. Куимов; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, [Ин-т экономики, управления и природопользования]. – Красноярск: СФУ, 2011. – 173 с.
  10. Виноградова Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Текст]: монография / Виноградова Н. И., Улзытуева А. И., Шибанова Н. М. – Москва: Флинта: Наука, 2012. – 252 с.
  11. Виноградова Н.И. Эмоциональное развитие ребенка [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. И. Виноградова, Н. Б. Никитина; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. – Чита: ЗабГГПУ, 2012. – 77 с.
  12. Гилева А.В. К вопросу о новых подходах к взаимодействию ДОУ с семьёй / А.В. Гилева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 135-138.
  13. Грибанова Л.Д. Мы – вместе / Л.Д. Грибанова // Начальная школа. – 2013. – № 11. – С. 26-28.
  14. Гузенко О.В. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников / Гузенко О.В., Дьяченко В.Ю., Бобрышева И.В. // Грани познания. – 2012. – № 3 (17). – С. 35-38.
  15. Джатиева З.Ю. Современные условия и формы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовательном учреждении / З.Ю. Джатиева // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Полукарова, В.В. Бондаренко. – Пенза, 2014. – С. 22-26.
  16. Дружинин В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2012. – 176 с.
  17. Дубовицкая С.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности / С.В. Дубовицкая, И.Л. Беккер // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 631-638.
  18. Евдокишина О.В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 211-213.
  19. Живодрова В.Д. Организация единого пространства взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании дошкольников / В.Д. Живодрова // Научный альманах. – 2015. – № 7 (9). – С. 327-329.
  20. Захарова Л.М. Региональные ценности в содержании дошкольного образования // Л.М. Захарова, Т.А. Котлякова // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 2 (68). – С. 44-53.
  21. Зуева Т.В.Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении / Т.В. Зуева, Г.Ш. Тарских // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – Т. 1. – С. 88-95.
  22. Ильин Е.П. Психология для педагогов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. – 638 с.
  23. Карамышева И.А. Взаимодействие семьи и Доу в форме тренинга «счастливый ребенок в семье. какой он?» / И.А. Карамышева, В.В. Пробняк // Педагогическое мастерство и педагогические технологии Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – С. 215-217.
  24. Кендеркиева Ю.В. Роль воспитателя во взаимодействии семьи и ДОУ / Ю.В. Кендеркиева // Педагогический опыт: теория, методика, практика Сборник материалов международной научно–практической конференции. – Чебоксары, 2014. – С. 300-301.
  25. Клепиков В.Н. Функционирование социокультурного образовательного комплекса на основе объединения общего, дополнительного и семейного образования / В.Н. Клепиков // Совет ректоров. – 2014. – № 2. – С. 64-74.
  26. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования; направлению 050100.62 – Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / Е. Ф. Козина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». – Москва: Прометей, 2011. – 487 с.
  27. Кочеткова С.А. Взаимодействие семьи и ДОУ в области социально-воспитательной деятельности / С.А. Кочеткова, Е.Б. Мальчикова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – С. 43-46.
  28. Куприянова Ю.В. Новые формы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с целью обеспечения качества образования / Ю.В. Куприянова // Научный поиск. – 2015. – № 3.6. – С. 73-74.
  29. Курмашова И.С. Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста / И.С. Курмашова // В мире научных открытий Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, научный редактор И.А. Рудакова. – Москва, 2014. – С. 80-83.
  30. Лобзина Т.П. Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье – основа взаимодействия ДОУ с семьей / Т.П. Лобзина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 84.
  31. Логинова Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Логинова Е.В., Шиврина Е.В., Александрова И.А. // Педагогика: традиции и инновации Материалы VI Международной научной конференции. – Челябинск, 2015. – С. 79-84.
  32. Лыжина А.А. Взаимодействие семьи и ДОУ / А.А. Лыжина // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 255-260.
  33. Макатрова Л.О. Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте подготовки ребенка к школе / Л.О. Макатрова // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2014. – № 2 (25). – С. 59-62.
  34. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс [Текст] : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся на гуманитарных факультетах / Л. В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 817 с.
  35. Матвеева Е.В. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания дошкольников / Е.В. Матвеева // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 261-268.
  36. Метляева С.А. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ / С.А. Метляева, И.И. Мирошниченко // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – Т. 1. – С. 144-147.
  37. Михайлова И.А. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и ДОУ / И.А. Михайлова // Преемственность многоуровневого образования: педагогические и воспитательные технологии. Материалы Международной научно-методической конференции. Жулина Е. Г. (ответственный редактор). – Саратов, 2012. – С. 84-86.
  38. Морова Н.С. Воспитание в семье как социально-педагогический ресурс формирования безопасного образа жизни дошкольников / Н.С. Морова , С.А. Домрачева  // Вестник НЦБЖД. – 2014. – № 3 (21). – С. 98-104.
  39. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] : учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / А. В. Мудрик. – 9-е изд., испр. – Москва : Академия, 2014. – 239 с.
  40. Мусаева Ф.А. Социальная педагогика [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Ф. А. Мусаева. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2014. – 271 с.
  41. Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавер. – Москва: Генезис, 2011. – 315 с.
  42. Небыкова О.Н. Родительские собрания-студии как форма взаимодействия доу и семей воспитанников / О.Н. Небыкова // Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования Материалы научно-практической конференции. Московский государственный областной гуманитарный институт; под редакцией Д.В. Солдатова. – Орехово-Зуево, 2013. – С. 264-269.
  43. Новичихина М.А. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий успешной адаптации детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 2. – С. 224-227.
  44. Овчинникова Е.В. Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» на современном этапе развития образования / Е.В. Овчинникова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 1000.
  45. Петрова Е.А. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Е.А. Петрова // Проблемы школьного и дошкольного образования Материалы V регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов, 2014. – С. 21-22.
  46. Подобед О.В. Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе / О.В. Подобед // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием, посвященной 80-летию со дня основания Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2012. – С. 296-299.
  47. Попова Е.И. Из опыта работы муниципальной инновационной площадки по проблеме воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Е.И. Попова // XXV Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л.В. Ведерникова. – Ишим, 2015. – С. 96-98.
  48. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе [Текст]: [сборник] / Российская акад. наук, Ин-т психологии; отв. ред.: А. Л. Журавлев [и др.]. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2012. – 340 с.
  49. Русская семья: от рождения к вечности [Текст] / [ред.-сост. Т. Г. Кислицына]. – Москва: Белый город, печ. 2011. – 359 с.
  50. Сабирова Р.Р. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания дошкольников / Р.Р. Сабирова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 269-276.
  51. Сушкова И.В. Использование ситуаций в работе по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста / И.В. Сушкова, Е.Н. Савкина // Детский сад от А до Я. 2014. – № 4 (70). – С. 4-28.
  52. Чеканова А.В. Взаимодействие ДОУ с семьёй как способ организации совместной деятельности в воспитании и развитии детей раннего возраста / А.В. Чеканова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2015. – С. 164-166.
  53. Чугаева О.С. Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социального становления дошкольников / О.С. Чугаева // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. – 2014. – № 2. – С. 366-371.
  54. Юревич С.Н. Формы взаимодействия ДОУ и семьи / С.Н. Юревич, Е.П. Москвитина // Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. – Магнитогорск, 2014. – С. 125-129.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи


Приложение Б

Схема подходов к сотрудничеству педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.


[1] Чугаева О.С. Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социального становления дошкольников / О.С. Чугаева // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. – 2014. – № 2. – С. 368.

[2] Абдуллина Л.Э. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников при переходе к деятельностной парадигме образования / Л.Э. Абдуллина // Непрерывное педагогическое образование.ru. – 2012. – № 1. – С. 223.

[3] Подобед О.В. Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе / О.В. Подобед // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием, посвященной 80-летию со дня основания Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2012. – С. 297.

[4] Захарова Л.М. Региональные ценности в содержании дошкольного образования // Л.М. Захарова, Т.А. Котлякова // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 2 (68). – С. 47-48.

[5] Живодрова В.Д. Организация единого пространства взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании дошкольников / В.Д. Живодрова // Научный альманах. – 2015. – № 7 (9). – С. 327-328.

[6] Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе [Текст]: [сборник] / Российская акад. наук, Ин-т психологии; отв. ред.: А. Л. Журавлев [и др.]. – М.: Ин-т психологии РАН, 2012. – С. 42-43.

[7] Кочеткова С.А. Взаимодействие семьи и ДОУ в области социально-воспитательной деятельности / С.А. Кочеткова, Е.Б. Мальчикова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – С. 45.

[8] Азизова Н.Р. Преемственность базовых семейных традиций трудового воспитания детей // Н.Р. Азизова, Г.И. Репринцева // Aspectus. – 2013. – № 1. – С. 65-66.

[9] Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавер. – М.: Генезис, 2011. – С. 218.

[10] Петрова Е.А. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Е.А. Петрова // Проблемы школьного и дошкольного образования Материалы V регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов, 2014. – С. 21-22.

[11] Сушкова И.В. Использование ситуаций в работе по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста / И.В. Сушкова, Е.Н. Савкина // Детский сад от А до Я. 2014. – № 4 (70). – С. 21-22.

[12] Новичихина М.А. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий успешной адаптации детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 2. – С. 226-227.

[13] Гузенко О.В. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников / Гузенко О.В., Дьяченко В.Ю., Бобрышева И.В. // Грани познания. – 2012. – № 3 (17). – С. 37-38.

[14] Березина Т.А. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами / Т.А. Березина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – С. 16-17.

[15] Лыжина А.А. Взаимодействие семьи и ДОУ / А.А. Лыжина // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 258.

[16] Матвеева Е.В. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания дошкольников / Е.В. Матвеева // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 264.

[17] Юревич С.Н. Формы взаимодействия ДОУ и семьи / С.Н. Юревич, Е.П. Москвитина // Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. – Магнитогорск, 2014. – С. 127-128.

[18] Макатрова Л.О. Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте подготовки ребенка к школе / Л.О. Макатрова // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2014. – № 2 (25). – С. 60.

[19] Сабирова Р.Р. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания дошкольников / Р.Р. Сабирова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 271-272.

[20] Курмашова И.С. Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста / И.С. Курмашова // В мире научных открытий Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, научный редактор И.А. Рудакова. – Москва, 2014. – С. 82.

[21] Евдокишина О.В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 212.

[22] Чеканова А.В. Взаимодействие ДОУ с семьёй как способ организации совместной деятельности в воспитании и развитии детей раннего возраста / А.В. Чеканова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2015. – С. 164-165.

[23] Бутова Т.Г. Развитие сферы дошкольных услуг: проблемы регулирования [Текст]: монография / Т. Г. Бутова, Е. Г. Григорьева, В. В. Куимов; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, [Ин-т экономики, управления и природопользования]. – Красноярск: СФУ, 2011. – С. 99-100.

[24] Апремова М.И. Взаимодействие семьи и ДОУ в современном социуме / М.И. Апремова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2014. – С. 239-240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школе

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в ...

Роль ДОУ в формировании готовности ребенка к обучению в школе

Роль детского образовательного учреждения переоценить или недооценить невозможно: именно там начинается первичная социализация ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает т...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Методические рекомендации. Организация диагностики готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.

При составлении программы и организации исследования немаловажную роль играет учет условий проведения. Мы более подробно остановимся на особенностях организации диагностического исследования в у...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей.Формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Подготовительная группа эта возраст ребенка ,когда особое внимание уделяется мероприятиям способствующим активному развитию дошкольника. К моменту поступления в школу он должен уметь выражать свои мыс...