Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников.
консультация на тему
Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rechevoy_motoriki_u_starshikh_doshkolnikov.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников.
Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.
К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.
После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.
К 4 - 4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант - звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.
В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.
Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.
Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...
Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"
Поиск наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного взаимодействия воспитателя...
Особенности развития мелкой моторики рук старших дошкольников
Развитие мелкой моторики рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе....
Особенности развития мелкой моторики рук старших дошкольников
Развитие мелкой моторики рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе....
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Статья: Особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=4827 переход по ссылке...
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Плодотворное изучение м...