Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из увлекательных занятий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников, являются игры со шнуровкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования – «Детский сад»,
расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, 22
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)
Составила Воспитатель Слончак И.Н. |
Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Современные исследования в области нейропсихологии доказали прямую зависимость уровня развития речи ребенка от сформированности тонких движений пальцев рук. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Степень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками, перепробовать в течение дошкольного детства как можно больше интересных способов развития мелкой моторики: игры с пальчиками, игры и действия с предметами, где требуется брать, вытаскивать, нанизывать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, приклеивать-отклеивать, закручивать-раскручивать, застегивать-расстёгивать, надевать-снимать; продуктивная деятельность (рисование, лепка), конструирование и др.
Одним из увлекательных занятий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников, являются игры со шнуровкой. Концепция использования пособий с отверстиями для протягивания шнурка не нова: подобные упражнения описывались еще в работах М.Мантессори.
В настоящее время в продаже представлено многообразие готовых игр подобного направления, в которые с удовольствием играют малыши.
Новый подход заключается в использованиитехники-шнуровки в качестве средства при создании детьми 6-7 лет творческих проектов. На начальном этапе дети работают по образцу с готовым материалом. Приобретая навыки, уже могут по своему желанию вносить в композицию некоторые изменения: добавлять детали, стежки, изменять цветовую гамму, подбирая шнурки другого тона. По мере формирования ручной умелости у детей развивается фантазия, воображение, художественный вкус, самостоятельность в создании замысла, и детская деятельность приобретает творческий характер. Доступным и недорогим материалом для изготовления поделок может служить одноразовая посуда (тарелки, лотки), коробочки, крышки, разнообразные шнурки, ленты, тесьма, нити, цветная бумага, картон, бусины, пуговицы. Пластмассовая тарелка по форме сама собой представляет рамочку, а ритмично прошитая по проколотым отверстиям стежками яркого шнурка, атласной ленточки, украшенная другими декоративными элементами, уже является арт-объектом, созданным руками ребенка.
Организуя совместную деятельность с детьми по созданию творческих проектов с использованием шнуровки необходимо соблюдать ряд условий:
- Заинтересованность и желание ребенка (важно, чтобы ему нравилось участвовать в проекте);
- Безопасность (все действия, связанные с прокалыванием отверстий, выполняет воспитатель, соблюдать правила хранения инструментов);
- Осознание ребенком цели (это зависит от четкости постановки задач);
- Доступность задач, их соответствие возрастным возможностям и имеющимся у детей навыкам, постепенное усложнение на каждом этапе;
- Использование правильного показа способов выполнения, расчленение показа сложных приёмов;
- Поддержка и стимулирование проявления детьми инициативы и фантазии;
- Дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Цели и задачи образовательной деятельности в условиях интеграции
- В образовательной области «Физическая культура»: Гармоничное физическое развитие детей через накопление и обогащение двигательного опыта (совершенствование мелкой моторики рук, сенсомоторной координации);
- В образовательной области «Художественное творчество»: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (художественный труд), развитие детского творчества, стимулирование проявления детьми инициативы и фантазии;
- В образовательной области «Познание»: Интеллектуальное развитие детей через развитие памяти, мышления, зрительно-пространственного восприятия, воображения, формирование внимания, целенаправленности в поведении и деятельности, способности к длительной сосредоточенности на одном объекте;
- В образовательной области «Коммуникация»: Овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения с взрослыми и детьми, обогащение словаря детей специальными терминами, применяемыми «при шитье без иголки»;
Эффективными методами развития мелкой моторики рук посредством использования техники – шнуровки являются:
Информационно-рецептивные методы
- обследование образцов, моделей,
- поэтапное планирование работы,
- установление взаимосвязи нового с уже знакомым.
Практические методы
- показ способа выполнения действий,
- использование схем, шаблонов,
- обеспечение предметно-материальной среды,
- руководство детской деятельностью.
Словесныеметоды
- объяснение,
- пояснение,
- поощрительное общение,
- советы,
- художественное слово.
Методы проблемного образования и воспитания
- Создание ситуаций с конкретными условиями действия (ребенку предлагается осмыслить задачу, найти способы решения)
Игровые методы
- игра с определенной целью.
Изготовление поделок начинается с обследования образца, которое проводится в занимательной форме. Например, при оформлении тарелки «Ёжик» можно предложить детям подумать: почему ёжик на полянке мог свернуться в клубочек, кто и как его напугал, как можно догадаться, что опасность миновала (ёж высунул любопытную мордочку). Игровая ситуация захватывает в одинаковой степени и мальчиков и девочек, они фантазируют, рассматривают, с помощью каких средств выразительности передан образ зверька: как с помощью стежков шнурком подчеркнуты иголки, где у ежа вытянуты ушки, как выполнена полянка, солнечные лучи. После детального анализадетям предлагается представить в своем воображении будущую работу, продумать поэтапный пландеятельности, решить, какой материал им необходим, подобрать по цвету шнурки, ленточки, бумагу для аппликации. Затем ребята приступают к разметке узора с помощью шаблонов, воспитатель по намеченной разметке прокалывает отверстия в тарелочке, подготавливает ленту или тесьму для работы (заостряет один конец, плотнонаматывая и затягивая узелками нитки). На стадии реализации проекта маленьким мастерам приходится решать не менее важные задачи: не только попадать шнурком точно в отверстие, но и находить нужное отверстиепри постоянном перевертывании тарелки лицевой и изнаночной сторонами, внимательно, не пропуская ни одного отверстия, вести строчку. В активный словарь ребят входят термины: стежок, строчка, лицевая и изнаночная стороны, названия швов – «через край», «петельный» и др. Для развития мелкой моторики одинаково полезно как само шитье, так и завязывание и развязывание бантов на лицевой стороне, узелков – на изнаночной (длину любого шнурка можно увеличить, привязав к нему с изнаночной стороны такой же шнурок).
Получив первые навыки протягивания шнурка через отверстия, освоив разные виды швов, дети могуттворчески применять свои умения, придумываясобственные композиции из шнурков и тесемок. Занятие шнуровкой предоставляет педагогу уникальную возможность для создания ситуации успеха, так как любые неудачи ребенок может легко скорректировать, просто распустив шнурок. Процесс изготовления красочных поделок из разноцветных шнурковувлекателен сам по себе, а законченная работа позволяет детям порадоваться своим достижениям и успехам своих друзей
Конструирование со старшими дошкольниками поделок с использованием шнуровки создает условия для развития у детей памяти, мышления, воображения, формирования внимания, целенаправленности в поведении и деятельности, способности к длительной сосредоточенности на одном объекте, пространственной ориентации, сенсомоторной координации. В процессе деятельности маленькие мастера получают практические навыки по созданию замысла композиции, планированию работы, подбору расходного материала, компоновке по форме и цвету, использованию шаблонов для разметки, «шитью без иглы», работы с ножницами, клеем. Детское творчество оказывает влияние на воспитаниеу детей уверенности в себе, силы воли, настойчивости, умения преодолевать трудности. Целенаправленная работа по совершенствованию мелкой моторики способствуетразвитию общей умелости рук, точности движения руки, ловкости пальцев, силы кисти, то есть тех качеств, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Одним из несомненных достоинств применения техники- шнуровки для развития мелкой моторики детей является то, что в процессе деятельности происходит интеграция различных образовательных областей, что оказывает колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"
Поиск наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного взаимодействия воспитателя...
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...
Родительское собрание-практикум "Развитие мелкой моторики у старших дошкольников"
Собрание проводилось в гро. "Яблонька"...
Буклет "Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у старших дошкольников"
Б буклете представлены нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая тема по развитю мелкой моторики у старших дошкольников
Методическая тема "Изобразительная деятельность как одно из средств развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР"...
Стендовая информация по теме "Развитие мелкой моторики у старших дошкольников"
стендовая информация...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...