Взаимодействие педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к условиям ДОУ (на примере ДОУ компенсирующего вида)
статья (младшая группа) на тему
Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного образа жизни, приобретение нового статуса. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы, особенностями развития дошкольника раннего возраста. Но условия жизни современной семьи таковы, что именно в этом возрасте родители приводят в дошкольное учреждение большинство детей. Поэтому проблема адаптации остается актуальной и в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к условиям ДОУ
(на примере ДОУ компенсирующего вида)
Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного образа жизни, приобретение нового статуса. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы, особенностями развития дошкольника раннего возраста. Но условия жизни современной семьи таковы, что именно в этом возрасте родители приводят в дошкольное учреждение большинство детей. Поэтому проблема адаптации остается актуальной и в настоящее время.
Поэтому необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно эффективнее. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
Интегративные тенденции, получившие распространение в нашей стране, приводят к тому, что многие родители детей и подростков с невыраженной интеллектуальной недостаточностью отказываются помешать детей в профильные школы и направляют их в общеобразовательные. Это создает определенные трудности для последних, и педагоги поставлены перед необходимостью разработки «инклюзионных программ (программ включения)».
Часто воспитатели сталкиваются с тем, что работая по той или иной общеобразовательной программе, им необходимо параллельно с общеобразовательными задачами решать и коррекционно-развивающие, не предусмотренные данными программами. В связи с этим воспитатели проводят дополнительные занятия (например, по развитию речи, по ориентированию в пространстве и т. д.) с учетом рекомендаций работающего в группе специалиста (логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога, психолога и др.), тем самым увеличивая нагрузку на организм ребенка при декларации соблюдения охранительного, щадящего режима и т. д. В то же время многие задачи, заявленные в выбранной программе, не могут быть решены в связи с особенностями психического развития воспитанников.
Понятие взаимодействия. Его сущность и структура
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Рассмотрим понятие «взаимодействие».
Философский словарь так определяет данное понятие:
Взаимодействие - одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие (философ.) представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи [20].
История социальной психологии дает несколько подходов к трактовке взаимодействия и ее структуры.
Так, по теории Т. Парсонс в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность. Другими словами, широкий контекст человеческой деятельности - это результат единичных действий, т.е. с элементарных актов, каковыми являются единичные действия, складываются системы действий. При этом элементами акта считаются:
- тот, кто воплощает действия (деятель);
- другой (тот, на кого направлено действие);
- нормы, согласно которым организуется взаимодействие;
- ценности, которые принимает каждый из участников; ситуация, в которой производится действие [24].
В трудах американских социальных психологов Дж. Тибо и Г. Келли представлены модели так называемой диадического взаимодействия. Суть предложенного подхода заключается в том, что:
• любые межличностные отношения являются взаимодействием реальным обменом поведенческих реакциями в пределах определенной ситуации;
• эта взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они получают выгоды из нее;
• чтобы определить наличие или отсутствие выгоды, каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который рассматривается как сумма вознаграждений и потерь, что приносит с собой данный обмен действиями;
• взаимодействие будет продолжаться, если для каждого партнера вознаграждения превышать потери;
• процесс получения выгоды для каждого участника осложняется тем, что они имеют возможность влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери. Поэтому взаимодействие контролируется последствиями. При этом партнеры влияют на результаты друг друга [18].
Другой подход к проблеме взаимодействия предложил польский социолог Я. Щепанский. Его структура взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. Т.е. взаимодействие (соц.) анализируется не в плане выделения ее элементарных актов, а делится на стадии, которые она проходит и в которых происходит.
Структурное описание взаимодействия представлено также в теории трансакционного анализа Э. Берна. Ученый рассматривает взаимодействие в общении через динамику межличностных позиций партнеров, которые обозначаются как Родитель, Взрослый, Ребенок. Показателем эффективности становится адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.
Отечественная психология также разрабатывает различные типологии ситуаций взаимодействия. М. Каган подходит к этой проблеме с точки зрения целей общения, которые соотносятся со средствами (способами действия участников). Ученый выделяет четыре функционально-целевые ситуации общения:
- вне взаимодействия;
- во взаимодействии;
- в приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
- в приобщения инициатора общения к ценностям партнера.
М. Каган выделяет четыре вида общения:
- обслуживание предметной деятельности;
- ради общения;
- приобщения другого к своим ценностям;
- присоединения к ценностям другого [22].
Каждый вид реализуется своими средствами, а правильное прочтение ситуации общения дает возможность избрать адекватные формы поведения.
Поэтому каждая ситуация предполагает и диктует свой стиль поведения и действий. Иными словами, в каждой из ситуаций индивид по-разному себя представляет.
Г. Андреева рассматривает взаимодействие как форму организации конкретной деятельности людей. То есть считается, что именно при условии введения взаимодействия в определенную совместную деятельность раскрывается ее смысл. Таким образом, интерактивный аспект общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, которые позволяют партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Взаимодействие - это тот элемент общения, который фиксирует как обмен информацией, так и организацию совместных действий, т.е. коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее [22].
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие выступает как:
- процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
- социально-психологический (в коллективе);
- интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т. к. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию.
Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечетка грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У детей наступает ответная реакция — ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерие.
Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодействии. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания — развитию личности [23].
Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.
Различают следующие виды педагогических взаимодействий:
- собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);
- взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками);
- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
- самоотношения (отношения к самому себе).
Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса. [12].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"
Наш многолетний опыт работы позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп...
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.
Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....
Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации ребенка в детском саду.
Статья рассказывает о важных аспектах взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ....
СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...
Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»
Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...
ОПЫТ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Актуальность темы. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и ...
Статья на тему: "Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ ".
Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша....