Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"
методическая разработка по теме

Гарибова Надежда Пантелеевна

Наш многолетний опыт работы  позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного воспитания. На протяжении ряда лет работа по обеспечению условий для создания комфортной среды развития  ребенка и профилактики психосоматических заболеваний проводится в рамках проекта  «Первые шаги» с родителями всех адаптационных групп.

Цель проекта: профилактика психосоматических заболеваний у детей через  оказание помощи семье в адаптации к условиям общественного воспитания.

Задачи:

·         уточнить и расширить представление родителей о специфике работы дошкольного учреждения, целях и задачах его взаимодействия с семьей;

·         вызвать у родителей желание сотрудничать для решения задач всестороннего развития ребенка;

·         повысить компетентность родителей в вопросах психологического, физического и интеллектуального развития детей.

        Направления реализации проекта. Работа, проводимая дошкольным учреждением в рамках данного проекта, направлена на тесное взаимодействие со всеми членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжение первого года посещения ребенком дошкольного учреждения.

       Содержание  проекта  представлено четырьмя составляющими (этапы реализации проекта).

I. Индивидуальное консультирование семьи по проблемам адаптации.

II. Тренинг «Знакомство» с родителями адаптационных групп. 

III. «Игротека для родителей».

IV. Групповое родительское собрание «Наши традиции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi.doc66 КБ
Файл nam_ne_dano_predugadat.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

на этапе адаптации ребенка к условиям общественного воспитания

«ПЕРВЫЕ ШАГИ»

«Кто работает один – прибавляет,

Кто работает вместе – умножает»

(восточная мудрость).

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт. Нередко отсутствие последнего из факторов становится причиной возникновения не только невротических, но и соматических заболеваний. В многочисленных исследованиях показано, что эмоциональный дискомфорт, страх, тревога и длительные разногласия на почве межличностных отношений могут привести к повышенному выделению гормона кортизола, адреналина, норадреналина, что приводит к ослаблению иммунной системы, нарушению электролитного и водного баланса и, как следствие,  ко многим заболеваниям. Бронхиальная астма, ожирение, сахарный диабет, простудные заболевания, головные боли, - эти серьезные      заболевания  могут возникать по причинам, носящим психогенный характер (Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 1996.). Поэтому работа по созданию психологического комфорта для ребенка должна проводиться не менее скрупулезно и последовательно, чем забота о его  физическом благополучии и первые шаги в этом направлении должны делаться как можно раньше.

 Наш многолетний опыт работы в этом направлении позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного воспитания. На протяжении ряда лет работа по обеспечению условий для создания комфортной среды развития  ребенка и профилактики психосоматических заболеваний проводится в рамках проекта  «Первые шаги» с родителями всех адаптационных групп. Основанием для разработки проекта послужили нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения (закон РФ «Об образовании», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года») и результаты исследований современных педагогов и психологов, занимающихся проблемами дошкольного детства.

Цель проекта: профилактика психосоматических заболеваний у детей через  оказание помощи семье в адаптации к условиям общественного воспитания.

Задачи:

  1. уточнить и расширить представление родителей о специфике работы дошкольного учреждения, целях и задачах его взаимодействия с семьей;
  2. вызвать у родителей желание сотрудничать для решения задач всестороннего развития ребенка;
  3. повысить компетентность родителей в вопросах психологического, физического и интеллектуального развития детей.

        Направления реализации проекта. Работа, проводимая дошкольным учреждением в рамках данного проекта, направлена на тесное взаимодействие со всеми членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжение первого года посещения ребенком дошкольного учреждения.

       Содержание  проекта  представлено четырьмя составляющими (этапы реализации проекта).

I. Индивидуальное консультирование семьи по проблемам адаптации.

II. Тренинг «Знакомство» с родителями адаптационных групп.  

III. «Игротека для родителей».

IV. Групповое родительское собрание «Наши традиции».

  I этап. Знакомство с родителями и ребенком в рамках первичного   консультирования семьи и последующих наблюдений за ребенком (результаты наблюдений фиксируются в «Журнале учета детей адаптационных групп» и используются в дальнейшей работе) проводится по мере поступления детей в дошкольное учреждение (июль – октябрь).

Задачи этого этапа взаимодействия:

  1. познакомиться с социальной ситуацией развития ребенка, его индивидуальными особенностями (эмоционально-волевой и познавательные аспекты);
  2. выработать индивидуальную тактику взаимодействия с семьей с учетом состава семьи, особенностей внутрисемейных отношений, стиля семейного воспитания.

II этап. Тренинг «Знакомство» проводится с родителями каждой из адаптационных групп по мере их комплектования (как правило, это сентябрь – октябрь). Считаем важным, чтобы первое родительское собрание проводилось не педагогами групп, а «третьим лицом» (психологом, представителями администрации и пр,) что способствует созданию равных условий в общении для педагогов и родителей. Важно так же, чтобы оно проходило в нетрадиционной форме с использованием методов и приемов, активизирующих родителей и снижающих их тревогу по поводу происходящих в жизни семьи перемен. Поэтому первое родительское собрание проходит в форме тренинга, ведущим которого является психолог. Педагоги принимают участие в тренинге вместе с родителями, как равные участники. В ходе всего общения фрагментарно используется музыка, как приятный фон для отдельных видов деятельности

Задачи этого этапа взаимодействия:

  1. способствовать налаживанию тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением;
  2. стимулировать активное взаимодействие между родителями.

Подготовительная работа. Педагоги группы изготавливают красочные пригласительные билеты и вручают их каждой семье. Родители готовят «Визитную карточку семьи» и приносят ее с собой на тренинг. В качестве подарка администрация дошкольного учреждения или психолог оформляют в виде подарочной открытки Памятки  для родителей «Правильная тактика взаимодействия с ребенком, начавшим посещать детский сад».

 Этапы проведения тренинга «Знакомство».

 1.  Родители, по мере прихода, рисуют импровизированные бейджи и закрепляются на одежде.

Вступительное слово психолога (создание мотивационной основы   предстоящей деятельности).

  1. Все дети в дошкольном учреждении находятся в равных условиях, но к концу дошкольного детства достигают разного уровня развития. Одна из причин – разная степень участия родителей в воспитании и обучении ребенка. Следовательно,  уделяя  внимание   ребенку,  вы повышаете его шансы на эффективное и всестороннее развитие.
  2.  Теперь, когда ребенок стал посещать дошкольное учреждение, у вас гораздо меньше времени остается на непосредственное общение с ним, значит нужно постараться организовывать общение опосредованное. Для этого нужно как   можно больше знать о жизни ребенка вне стен вашего дома: имена детей в группе, особенности характера отдельных детей, чем занимаются дети в детском саду на протяжение долгого дня кроме того, что спят и кушают и прочее. Следовательно, нам с вами нужно как можно больше общаться друг с другом, чтобы больше знать друг о друге.
  3. В вопросах воспитания существуют объективные и субъективные знания. Первые мы получаем из книг и средств массовой информации, вторые  из личного опыта. Только в ходе живого общения с ребенком можно научиться понимать его и помочь ему научиться понимать вас, - это важное условие налаживания бесконфликтного общения с ребенком. Следовательно, нужно постоянно приобретать новый опыт общения с ребенком с учетом изменений, происходящих в нем каждый день.

2. Игра «Бантик» используется для создания непринужденной обстановки и снятия напряжения у родителей. Участники делятся на пары, чтобы  завязать бантик,  используя  по одной руке каждого участника в паре. По окончании делятся впечатлениями от работы.

 3. Знакомство проходит в форме представления себя и презентации «Визитной карточки семьи». Содержание информации определяют сами родители. Возможные вопросы: - Кто еще есть в семье? – Как проводите досуг? – Чем гордитесь? – есть ли традиции? – Строгие ли вы  родители?

 4.  Коллективная работа «Создаем уют».

Заранее готовятся изобразительные средства (фломастеры, карандаши, краски, кисти);   клей, плоскостные изображения предметов мебели, элементов интерьера, игрушек; схематическое изображение групповой комнаты (на большом ватмане).

Ведущий говорит о том, что педагоги, такие же люди, как каждый из родителей и у каждой из них только две пары рук. Поэтому очень желательно, чтобы в создании комфортных условий для ребятишек принимали участие все родители. Как и что мы будем делать в группе на практике, определимся попозже, а сегодня  давайте помечтаем о том, как бы вы хотели, чтобы выглядела наша группа, группа, в которой ваши ребятишки проводят по 10 часов в сутки.

Планирование работы и практическое выполнение занимает 20 – 30 минут. Обсуждение результатов работы и самого процесса. - Что было трудно? – Что понравилось? – Что помогало в работе?

5. Подарки. Каждой семье дарятся Памятки «Правильная тактика взаимодействия с ребенком, начавшим посещать детский сад».

6. Первое фото в «семейный альбом».  Делается общая фотография  участников тренинга на фоне совместно сделанной работы.

7.   Получение обратной связи.

III этап. Игротека для родителей проводится психологом в декабре с родителями каждой из адаптационных групп отдельно.

Задачи этого этапа взаимодействия:

  1. сформировать   представление о роли игры в развитии ребенка и значении совместной с взрослым деятельности;
  2. обучить родителей несложным совместным играм для детей младшего возраста.

Подготовительная  работа. Педагоги групп организуют выставку детских игрушек и игрушек-самоделок, изготовленных руками родителей и педагогов, с подробными комментариями по их использованию. В «Родительском уголке» помещается консультация на тему: «Какие игрушки нужны детям». Педагоги групп изготавливают красочное приглашение под девизом: «Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!». Психолог готовит необходимое оборудование для каждой из  запланированных   игр и проводит видеосъемку игровой деятельности детей в группе. В качестве подарка родителям готовится подробное описание игр, с которыми они знакомятся на Игротеке.

Этапы проведения  «Игротеки».

1. Вступительное слово психолога о значении игры, как ведущей деятельности в развитии ребенка (формирование мотивационной основы деятельности у участников «Игротеки»).

  1. Играя, ребенок знакомится с сенсорными эталонами: цвет, форма, размер.
  2. Учится сосредотачиваться, понимать речь взрослого, взаимодействовать с другими людьми.
  3. У ребенка развивается память, мышление, воображение, формируется пассивный и активный словарь.
  4. В игре происходит развитие крупной и мелкой моторики
  5. Первые, даже самые незначительные успехи в игре формируют у ребенка желание что - то делать и уверенность в своих силах, высокую самооценку.
  6. Основным источником радости для ребенка является совместная с взрослым деятельность и самая интересная и ценная в познавательном отношении деятельность – это игра.

2. Беседа с родителями. – Что Вы помните об играх своего детства? В какие игры Вы любили играть? – Почему? – В какие игры играете с ребенком? – В какое время? – Как проводите вечера и выходные дни?

3. Демонстрация видеозаписи игровой деятельности детей в группе. Комментарии психолога: особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

4. Знакомство родителей с некоторыми играми в форме их непосредственного проигрывания. В каждой игре принимает участие психолог (в роли взрослого) и один  или несколько родителей (родители меняются в каждой игре).

5. Свободное общение с родителями по их желанию, получение обратной связи.

IY этап. Родительское собрание «Наши традиции» проводят педагоги групп в апреле.

Задачи:

       1. расширять представление родителей о содержании и формах работы дошкольного учреждения;

       2. формировать интерес к учебно-воспитательному процессу и ответственность за его результат.

Подготовительная работа. Психолог проводит анкетирование родителей. Педагоги готовят на каждого родителя медаль с надписью «Почетный Садковец» и красочные пригласительные открытки для каждой семьи; организуют видеосъемку различных видов деятельности детей: занятия, прогулки, одевание и пр.

Этапы проведения родительского собрания.

  1. Экскурсия по детскому саду: посещение мастерской художественного труда, изостудии, выставочного зала, музыкальных и физкультурных залов, бассейна, салона природы. Комментарии специалистов дополнительного образования о задачах и содержании своей работы излагаются в форме представления традиций дошкольного учреждения (с какого возраста начинаются занятия этим видом деятельности, цель работы на каждом этапе, участие родителей и пр.)
  2. Информационная справка о деятельности дошкольного учреждения (традиции детского сада).  Представляет заместитель заведующего по методической работе.
  3. Показ фрагментов различных видов деятельности детей группы, сопровождающийся комментариями педагогов: что происходит, цели и задачи деятельности, перспективы работы в этом направлении в следующем учебном году.
  4. «Круглый стол». Высказывания родителей и педагогов с целью подведения итогов адаптации: какие трудности испытала семья? – Что помогало с ними справляться? – Чему научился ребенок за прошедший период? – Чему научились Вы? – Что пожелали бы тем, кто придет к нам после вас?
  5. Всем родителям вручается медаль, как подтверждение успешно пройденной семьей адаптации.

 В ходе осуществления данного проекта существенно расширяются представления родителей о целях,  содержании и формах общения сотрудников дошкольного учреждения с ребенком. Это повышает педагогическую компетентность родителей и вызывает желание сотрудничать со специалистами дошкольного учреждения для решения задач всестороннего развития ребенка. Подтверждением результативности проводимой работы служат показатели измерения успешности адаптационного периода, позволяющие констатировать позитивную динамику в адаптации детей к условиям дошкольного учреждения за последние три года.

 



Предварительный просмотр:

Нам не дано предугадать…

Много лет назад…

 Как часто теперь приходится начинать свой рассказ с этой фразы.

Мы шли с сыночком в «Детский мир»,  единственный в ту пору магазин детских товаров, за какой-то, вероятно, долгожданной покупкой. Предвкушая радость, он бежал впереди, далеко, однако, не отрываясь и не выпуская меня из виду: район был незнакомый, путь наш лежал через дворы, стройки, свалки, а сынок уже был большой, ему вовсю шел четвертый год и основные знания о мире у него к тому времени были сформированы.

Уже преодолев большую часть пути, мы оказались перед огромной лужей, раскинувшей свои грязные края на всю ширину дороги. «Обойдем с этой стороны, здесь суше» - сказала я и сынок, как и следовало ожидать, не оглядываясь и далеко разбрызгивая грязь, понесся в сторону, противоположную указанной. Он все еще был в кризисе 3 лет, он что-то мне доказывал, он самоутверждался и этим выводил меня из себя, а временами просто невыносимо утомлял. И я же должна была его как-то воспитывать. И я воспитывала. Как мне тогда казалось, правильно. Я не пошла следом за ним. Я сделала шаг в сторону, за угол какой- то постройки и оказалась вне поля его зрения. В абсолютно пустом дворе я еще несколько секунд слышала, как радостно звенит его голосок. Потом наступила тишина: обежал лужу, оглянулся и увидел, что меня нет, - поняла я. И в гулкой тишине двора прозвучало: - Ма-а-а-ма! Он крикнул всего один раз…

 Мне не хочется добавлять в повествование драматизма, утверждая, что крик был отчаянным и пронзительным, но боюсь, что так оно и было. По-другому быть не могло. Это был крик ребенка, совершенно неожиданно потерявшего маму и оставшегося в одиночестве в незнакомом месте, в чужом дворе, на краю огромной грязной лужи.

Я появилась, сказала несколько слов о том, что надо слушаться маму, и мы продолжили наш путь. Наверное, мы купили то, что планировали и сынок был вполне счастлив. Подробности теперь забылись, он не помнит и сам этот эпизод с лужей. И я тоже думала, что забыла. Но вот вспомнилось. Совершенно случайно и совсем недавно, почти двадцать пять лет спустя.

 Мы опять были вдвоем. Он жизнерадостно поедал обед, приготовленный мной за семь минут (телефонный звонок: - привет, ма. Ты дома? Я через семь минут заеду на полчасика), а я сидела рядом и, подперев рукой щеку, как когда-то делала моя мама, разглядывала родное лицо. На подбородке увидела тоненькую ниточку, еле заметный шрамик -  в два года ударился о край стола.

 - Это ж надо, - удивилась я. Сколько лет бреешься, а след от ранки все еще виден. Вот что значит, нежная детская кожа!

– Ага, - отреагировал сын в своей всегдашней манере. Я шрамоносец с детства!

Тут мне и вспомнилась почему-то эта история с лужей. Хотя, если задуматься, ничего удивительного здесь нет, элементарная аналогия: следы из детства, видимые и невидимые глазу.

Говорят, детские обиды забываются раньше, чем высыхают слезы на глазах ребенка. Наверное, это правда. Но правда не вся. Если крохотный след от раны, полученной в детстве, сохраняется на коже человека всю жизнь, то, наверное, должны оставаться и другие следы, следы от обид. Там, где-то глубоко под кожей, где находится нежная и ранимая субстанция под общим названием «душа»?

Умные книжки, которые меня обязывает читать моя профессия, пояснили. «Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и даже незначительные на первый взгляд  факторы, способны оказывать психотравмирующее влияние на ребенка». Это как раз о том, что под кожей, о детских шрамиках, которые невозможно увидеть глазами. Такая вот непроизвольная получилась ассоциация.

Одномоментного в этой жизни ничего нет, все имеет свое продолжение. Эта история продолжается для меня теперь часто и в  разных вариантах. Вот лишь некоторые.

Долгая беседа с мамой пятилетней девочки окончена. Одеваются. Умная, все правильно понимающая мамочка, надевает на девочку шапку и с грустью говорит:

 - Ты в этой шапке, Алинка, похожа на чучело. Надо купить тебе новую. И уходят. Красивая мама с внешностью фотомодели и девочка, знающая о себе, что она похожа на чучело.

Все время, пока шла беседа,  девочка в соседней комнате неутомимо и вдохновенно рисовала. Себя. В красивом длинном платье, с короной на голове, среди ярких цветов, рядом с высоким замком, в котором она - принцесса живет вместе с мамой-королевой. Реальность уточнила, кто есть кто; и, что самое печальное, сделала это устами мамы – самого значимого  и авторитетного в этот период развития ребенка, человека.

Папа, сдерживая раздражение, говорит педагогу: - Да что Вы мне рассказываете? Кто дерется? Он? Да он же лопух! Он толкнуть, не то, что ударить, не умеет!

«Лопух» стоит рядом, снизу вверх смотрит на большого и сильного папу, крепко сжимает в руке игрушку. Игрушка называется «человек – паук», супергерой, олицетворение нечеловеческой силы и смелости, страстно желаемый образец для подражания. Но между ним, «лопухом», не умеющим «дать сдачи» и этим идеалом силы и смелости – пропасть, бездна, которую шестилетний человек временами пытается всё же преодолеть, впадая в пугающую педагогов неистовую ярость: бьет детей всем, что попадается под руку, швыряет игрушки на пол, кричит и, мокрый от слез, потом еще долго не может успокоиться.

Примеры можно множить и множить, умножая печаль.  А умные книжки поясняют. «Стихийно и неосознанно ребенок накапливает собственный опыт жизни, который составляет внутренний мир человека, является источником переживаний и важной составляющей психического своеобразия человека». И еще. «Взрослый организует опыт жизни ребенка и помогает ему осознать себя и свои возможности».  В описанных выше случаях тоже, - добавлю я. И это тот вариант детско–родительских взаимоотношений, когда родители любят ребенка и стараются в меру своих сил помочь ему. Что уж говорить о других, полярных, вариантах?

Мы все имеем право на ошибку, а постигая одну из самых трудных наук на земле – науку родительства - тем более. Тем более что мы искренни в своем стремлении быть хорошими родителями, и мы очень стараемся. Мы стараемся и, в конце концов,  начинаем понимать скрытое от глаз, заранее просчитывать влияние наших слов и поступков; мы делаемся осторожными, бережными, предусмотрительными. И когда однажды возникает понимание того, что ты уже всем овладел, стал искушенным родителем и знаешь теперь как надо и как нельзя, оказывается, что дети уже выросли. Дети выросли, воспитательные воздействия по отношению к ним стали неуместны, сами знания бесполезны, а часто даже вредны, поскольку провоцируют постоянное желание вмешиваться, давать непрошеные советы,  поучать, наставлять. Кого? Опять же их – выросших теперь детей и так уже в свое время пострадавших от не очень умных (мы ведь были молодыми родителями) и не всегда деликатных педагогических воздействий. В этой ситуации рано или поздно приходит осознание себя как лавки, набитой ценным, но никому не нужным товаром.

 - Закон диалектики, - сказал бы мой отец. Бессмертная проблемы «Отцы и дети».

Но вселенская справедливость существует и здесь. Время меняет местами героев этой вечной драмы. И вот уже дети моих детей разбивают в кровь коленки, и на них остаются маленькие шрамики, которые (теперь я это точно знаю) будут видны всегда, всю их долгую и счастливую жизнь.

О чем - то они напомнят моим детям через много лет?

Н.П.Гарибова

психолог детского сада «Садко»

mamik86@yandex.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная на тему:«Интеграция взаимодействия дошкольного учреждения и современной семьи на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания"

Предложенный конспект родительской гостиной соответствует современным требованиям, носит практико-ориентированный характер и может быть использован для эффективного взаимодействия педагогов с семьями ...

Взаимодействие педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к условиям ДОУ (на примере ДОУ компенсирующего вида)

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного образа жизни, приобретение нового статуса. Ситуация усугуб...

СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...

Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»

Проект   организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей  младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему:  «Первый раз в детский сад»....

Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»

Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский ...

Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»      Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»...

Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

АннотацияАктуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители о...