Статья на тему: "Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ ".
статья
Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей
в процессе адаптации детей к условиям ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольные учреждения на психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье, превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение, все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
ФГОС ДО направлен на создание благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога родителя и ребенка.
Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учреждения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка младшего возраста к новым жизненным условиям.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Поэтому перед ДОУ стоят следующие задачи:
1. Создать условия для организации адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ, чтобы ребёнку хотелось остаться, и почувствовать себя более комфортно и спокойно; чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
2. Минимизировать процесс прохождения адаптационного периода детьми младшего возраста к условиям ДОУ через создание благоприятных условий для воспитанников, сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива и медицинского персонала с родителями.
3. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры.
Взаимодействие педагогов и родителей, в период адаптации ребенка к условиям ДОУ, целесообразно осуществлять через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Сотрудничество ДОУ и семьи осуществляется через традиционные формы взаимодействия: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, и нетрадиционные, цель которых - установление доверительных отношений, объединение педагогов и родителей в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В первый раз мы знакомимся с детьми и их родителями, организуя в учреждении День открытых дверей. Мы предлагаем родителям поучаствовать совместно со своим ребенком в игровой деятельности, например на прогулочном участке можно организовать игры: «Поймай мяч», «Назови свое имя», «Передай другому». Задачей таких игр является установление доверительных отношений с родителями, эмоционального контакта с ребенком. Помимо этого родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, они совместно с педагогом и другими родителями обсуждают общую для них проблему адаптации детей, обмениваются друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Педагог предлагает родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», содержащую вопросы о поведении ребенка дома, его познавательной и игровой активности. Таким образом можно узнать об интересах малыша, получить дополнительную информацию о степени его готовности к поступлению в детский сад и составить план индивидуальной работы для каждого ребенка.
Обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание, которое организуется в нетрадиционной игровой форме. Сначала целесообразно провести игру на знакомство, она поможет участникам раскрепоститься, настроиться на дальнейшее общение. Например: родители передают по кругу «мягкое солнышко», высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной продуктивной работы по воспитанию и развитию своих детей. Затем можно предложить родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду». Для создания уютной атмосферы подбирается спокойная музыка, которая располагает к неформальному общению, родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно – ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей младшего возраста. Все это конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива.
С целью помочь родителям в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребенка обязательной формой работы являются консультации: «Как подготовить ребенка к детскому саду?», «Как избежать осложнений в адаптации?», «Режим дня для ребенка» и др.
Немаловажное значение в работе с родителями имеет создание Семейного клуба, в рамках которого родители обсуждают интересующие их вопросы, высказывают свою точку зрения, обмениваются опытом.
В период адаптации ребенка к условиям ДОУ, в родительских уголках постоянно обновляется материал, предлагаются памятки, в виде советов для родителей, информационные листы: «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», «Первые шаги в детском саду» и т. д.
Таким образом, использование современных форм взаимодействия и целенаправленная работа с родителями и детьми дает свои положительные результаты. Родители из наблюдателей, становятся активными участники различных мероприятий внутри ДОУ. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах развития и обучения своего ребенка, занимаются проблемами воспитания дошкольника. А показателем успешной адаптации малыша является: уменьшение заболеваний и их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития ребенка, период привыкания сокращается, дошкольник начинает полноценно посещать группу, остается на дневной сон, активно и с интересом включается в образовательный процесс.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - 31-35 с.
2. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
4. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями /. [Текст]: Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. - №9. - С. 23-31.
5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.
Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....
СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...
презентация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации".
презентация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...
Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".
Ра Данный проект поможет молодым специалистам во взаимодействии со всеми членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...
Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»
Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...
Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...