«Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности»
статья
Предварительный просмотр:
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, развитие речи, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
В практике моей работы больше всего я стараюсь отводить интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и “интеграция” являются здесь основополагающими. Что мы называем “творчеством”? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
"Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.
Проанализировав большое количество педагогической литературы по проблеме формирования творческих способностей, я пришла к таким выводам:
- в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих исполнителях;
- дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми;
- если возможности для развития способностей не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс.
На развитие творческих способностей влияют группы факторов:
- Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
- Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
- Наконец, третья группа- – это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.
Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.
Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.
Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных – физиологов П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, С.В.Кравкова подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребёнка (Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалёв, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.
- в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
- в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
- в театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
- в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.
Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок занятия.
В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я сочетаю следующие области познания детей:
На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.
- Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
- Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.
- Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:
- Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
- Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
- Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок.
- Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, р...
творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
опыт работы по изо...
Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"
Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...
из опыта работы. Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности.
Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей....
Всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности...
Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)...
Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности
Статья "Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности"...