Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.
статья
Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициям. Современная семья резко меняет свои основные характеристики, функции и структуру, а значит, требует пересмотра известных форм взаимодействия педагогов начальной школы с родителями своих воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formy_vzaimodeystviya_semi_i_dou_v_sovremennoy_ped_teorii_i_praktike.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя
Успешные формы взаимодействия семьи
и дошкольного образовательного учреждения
в современной педагогической теории и практике
Семёнова Ольга Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР-Д/С №73»
Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы (К.А. Абульханова- Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский). Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса [3]. Углубленное понимание сущности взаимодействия в педагогической деятельности представлено в работах И.Ф. Радионовой, а в области дидактики в работах В.К. Дьяченко, Л.Клинберга, В.Я. Ляудис. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициям.
Современная семья резко меняет свои основные характеристики, функции и структуру, а значит, требует пересмотра известных форм взаимодействия педагогов начальной школы с родителями своих воспитанников. Признание подобного факта не находит тем не менее должного отражения в вариативных образовательных программах начальной школы и практических исследованиях. Подобная педагогическая практика побуждает педагогические коллективы создавать творческие проблемные группы, которые занимаются самостоятельной разработкой программ, направленных на тесное взаимодействие педагога с семьями своих воспитанников на основе доверительного контакта и технологии сотрудничества.
Статистические данные по результатам нашего исследования среди 200 респондентов (родители детей среднего и старшего дошкольного возраста) последних лет позволяют утверждать, что современные родители достаточно позитивно настроены на взаимодействие педагогов ДОУ и семьи. Среди причин, почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей были названы:
- воспитанием детей в полной мере занимаются как одни, так и другие 60%;
- педагог обязан организовывать работу не только с детьми, но и с родителями 24%;
- педагог является авторитетом для ребенка, а, следовательно, необходимо понимание и между родителями и педагогом 16%.
По данным ответов, более половины опрошенных родителей дошкольников, специалисты дошкольного учреждения могут помочь по следующим направлениям:
- организация предшкольной подготовки и дополнительного образования детей (кружки) 54%;
- организация консультирования по вопросам воспитания детей и психологической помощи 26%;
- организация оздоровительной и культурной работы с детьми и семьей в целом 20%.
Большая часть родителей считает возможным собственное участие в совместных мероприятиях и готовы оказать содействие в их организации:
- в проведении совместных тематических мероприятий 64%;
- в организации конкурсов и праздников для детей 26%;
Среди причин, которые мешают педагогам и родителям успешно сотрудничать были названы:
- отсутствие свободного времени 46%;
- недостаточное количество интересных и практико-ориентированных форм работы (доминируют традиционные собрания) 54%.
На вопрос, что необходимо, чтобы взаимодействие педагогов ДОУ и родителей было плодотворным были получены следующие ответы:
- улучшить социальную защиту семьи и педагогов 26%;
- организовать постоянно действующий консультативный центр 14%;
- увеличить доступные и эффективные мероприятия 60%.
Подобные диагностические срезы позволяют четко проследить запросы современных родителей и выработать определенную стратегию взаимодействия с ними в контексте образовательного процесса ДОУ:
- формы работы с родителями должны носить как традиционный, так и нетрадиционный характер;
- формы работы с родителями должны соответствовать основным характеристикам конкретной формы взаимодействия, задачам и направлениям основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, интересам детей и родителей конкретной группы;
- формы работы с родителями должны отличаться минимальными затратами времени и средств, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
- формы работы с родителями должны эффективно влиять на повышение педагогической культуры родителей, их психологическое сближение с интересами и основными сферами развития личности своих детей и объединение воспитательных усилий педагога и семьи.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия на основе сотрудничества. В процессе сотрудничества осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника, педагога и родителей: происходит диалог разных поколений и культур. Сотрудничество и партнерство педагогов, воспитанников и их родителей нельзя организовать насильно. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка, поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично педагог вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи [2].
В основе взаимодействия на основе стратегии сотрудничества и содружества семьи и педагогов ДОУ лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, единства требований. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Этому способствуют деловая игра, собрание-диспут, встреча за круглым столом и др. Они проходят в непринужденной обстановке, позволяют всем включиться в обсуждение проблем, способствуют формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждают активное педагогическое мышление.
Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике современного дошкольного учреждения и опосредованные формы сотрудничества педагога с родителями, в частности заочный конкурс родителей. Эта форма реализуется за счет заданий для всей семьи или отдельных ее членов. Содержательная направленность может быть самой разнообразной, а обязательное участие родителей обуславливается тем, что детям предоставляют значимую для них мотивацию участия их семьи в определенном конкурсе (например: «Самая улыбчивая мама», «Конкурс на самую необычную традицию в семье», «Марафон добрых дел» и т.д.). Каждый ребенок, желая поучаствовать и победить, самостоятельно находит и успешно реализовывает способы активизации родителей, позволяя тем самым, налаживать взаимодействие семьи и педагогов ДОУ, с одной стороны и способствовать сближению родителей и детей, с другой.
Интерес для отечественного дошкольного образования представляет опыт взаимодействия педагогов и родителей в зарубежных образовательных учреждениях: календари (предложения о том, чем могут заняться родители и дети дома, чтобы лучше знать изучаемые темы, какие задания предстоит выполнять детям, сроках и темах консультаций дополнительных специалистов); газеты для родителей (новости из жизни детей, развитии материальной базы, контактов с другими организациями, новых программах, новых изданий для детей и родителей); тренинги для родителей (на них предлагаются шаги по оказанию помощи семье в выполнении воспитывающих функций, решается задача по развитию уверенности родителей в успехе) и др.
Взаимодействие детей, родителей и педагогов ДОУ может быть успешным при соблюдении основных правил личностно-ориентированной гуманной педагогики [1]: дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; отсутствует навязывание, давление на детей и родителей со стороны педагога; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению всех участников деятельности.
Как отечественный, так и зарубежный опыт показывает, что положительным результатом эффективного взаимодействия на основе сотрудничества для педагогов ДОУ становится повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и администрации, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней.
Для родителей результатом позитивного взаимодействия становится лучшее знание возможностей детей, содержания образовательных программ, уверенность в том, что при воспитании учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости, увеличение родительской компетентности и получение одобрения своей роли родителей, укрепление семьи и улучшение отношений с детьми.
Для детей положительный результат очевиден. Он проявляется в повышении уровня самооценки и отношения к своей семье, сверстникам, к совместным и коллективным мероприятиям.
Таким образом, между современным дошкольным образовательным учреждением и семьей меняются взаимоотношения, суть которых заключена в обновлении работы по педагогическому просвещению родителей, более активном и действенном привлечении родителей к организации различных совместных с детьми видов деятельности (познавательной, культурно-досуговой, общественно-полезной), в усилении индивидуальных подходов в работе с ними. В свою очередь, современное ДОУ действительно становится наиболее эффективным социальным институтом общества, благодаря которому семья как субъект социализации личности ребенка выполняет эту функцию на более высоком уровне, а педагоги проводят воспитательную работу с родителями и детьми на основе сотрудничества.
Литература:
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. 2012г., 214 с.
Бим-Бад Б. М.,Днепров Э. Д. Мудрость воспитания. М.,2009 г.,–300 с.
Юсупов И.М. Психология взаимодействия. - Казань, 2011г.,218с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
организация работы с семьей в образовательном учреждении...
Особенности и пути конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
презентация...
Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Задача детского сада "повернуться" лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка....
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...