"Психологическая гостиная для родителей"
опыты и эксперименты по теме
Материал для родителей,дети которых имеют проблемы со зрением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gostinaya_dlya_roditeley.doc | 802 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
методических разработок
среди педагогов-психологов ДОУ
Психологическая гостиная для родителей
«Развитие восприятия эмоций у дошкольников с нарушением зрения»
Педагог-психолог
муниципального автономного
дошкольного образовательного
учреждения- детского сада
компенсирующего вида №3 «Радуга»
Михайлова Ю.В.
2014г.
Содержание
Введение
Основная часть
I.Виды эмоций.
II. Обыгрывание ситуаций.
III. Материал для развития эмоциональной сферы дошкольников.
IV. Рефлексия. Вопросы родителей
V. Итог. Обратная связь.
Заключение
Список приложений
Библиография
Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития эмоций у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
- Сформировать представления об эмоциях и их классификации;
- Рассмотреть причины возникновения эмоций в повседневной жизни;
- Познакомить с материалом и его использованием для развития эмоциональной сферы дошкольников в домашних условиях.
Материалы и оборудование: Плакаты с определениями понятий «Эмоция»,
детские рисунки (с разными эмоциями), пиктограммы, анкета, игры.
Участники: родители (15-18 человек).
Условия проведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) круглый стол, накрытый для чаепития.
Время проведения: 30-60 минут.
Содержание:
I. Вступление
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались на очередную встречу в нашей психологической гостиной, чтобы поговорить об особенностях развития эмоций детей с нарушением зрения.
Почему именно сегодня мы говорим об эмоциях?
Все вы знаете, что наши дети в связи с нарушением зрения, очень часто сталкиваются с проблемами: дома, в детском саду, на улице и т.д.
Эмоциональная сфера ребёнка с нарушением зрения - одна из основных составляющих нравственного воспитания. Общение будет эффективным только тогда, когда его участники будут способны как читать, эмоциональное состояние другого, так и уметь управлять собственными эмоциями. Важным моментом в составлении личности ребёнка, с нарушением зрения, является пониманием собственных эмоций и чувств.
Многочисленные исследования свидетельствуют, о том что эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, это подтверждается научными трудами педагогов.(Ветлугина 1981г., Комарова 1995г.и др.) и психологов (Божович 2009г., Выготский 1982г.,Запорожец 1985г. и др.) а эмоциональное развитие понимается как комплексный закономерный процесс, усложнение и обогащение эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребёнка(Федоренко 2010г.)
Сегодня мы разберем некоторые виды эмоций, которые возникают у наших детей, и постараемся понять причины их возникновения.
- Виды эмоций.
Ваши дети дарят вам много счастливых минут. Закройте глаза, и
попробуйте вспомнить одну из таких ситуаций. (1 минута)
У всех получилось вспомнить? У вас возникают разные эмоции, верно?
Что же должен знать родитель, чтобы обеспечить эффективное
развитие эмоциональной сферы своего ребёнка?
Из всего многообразия определений «Эмоция» наиболее понятной и в полном объеме отражающей суть этого понятия, данной Запорожцем А.В.,
Эмоция - это сложный психологический механизм, прижизненно
формирующийся в процессе деятельности ребёнка и являющийся важным
регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и
интересам детской личности. (А.В.Запорожец)
В психологии принято подразделять эмоции на положительные,
нейтральные и отрицательные.
К положительным эмоциям относятся: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойствие, совесть, облегчение, состояние
безопасности, предвкушение.
Нейтральные эмоции - это любопытство, удивление, изумление, безразличие,
спокойно-созерцательное настроение.
Более многочисленная группа - отрицательные эмоции. Это - неудовольствие, горе (скорбь),тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, страдание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение, неприязнь, зависть, злоба, злость, ненависть, неуверенность, недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
Американский психолог К. Изард предлагает считать основными, или, согласно его терминологии, фундаментальными, следующие эмоции:
1.Интерес.
2.Радость.
3.Удивление.
4.Горе, страдание и депрессия.
5.Гнев.
6.Отвращение.
7.Презрение.
8.Страх.
9.Стыд и застенчивость.
10.Вина
Каждая из этих эмоций имеет свои характеристики условия возникновения.
(Приложение 1)
Использование мультимедийного оборудования (проектор, экран).
Инструкция: «Предлагаю каждому из вас по очереди показать какую-либо эмоцию или чувство при помощи мимики, жестов, поз. Остальные участники попытаются отгадать - какое чувство или эмоция была продемонстрирована».
Вопрос к родителям: «Было ли трудно без слов понимать и выражать чувства, эмоции?»
Ответы родителей...
Теперь предлагаю поиграть в игру, которую я провожу с детьми. «Покажи эмоцию, которую я назову» (Приложение 2)
II. Обыгрывание ситуаций.
К сожалению, мы живем в обществе, где незащищенность каждого в разных сферах жизни: в транспорте, в магазине, на работе… сталкивает нас с огромным количеством злобы и негатива. Порой, придя домой, нам очень сложно сразу переключиться на позитивную волну взаимоотношений с ребенком.
Иногда, на его обращение, просьбу или желание чем - то поделиться, мы реагируем холодным молчанием, грубостью или несдержанностью.
В ответ, ребенок обижается. Обиды накапливаются и прорываются в виде негативных эмоций.
Я предлагаю Вам посмотреть на ситуации, в которых возникают различные виды эмоций, у детей с нарушением зрения.
Для этого я попрошу вас разделиться на 3 группы. На столах лежат карточки с заданиями, которая поможет Вам выбрать различные эмоции. Возьмите их и в течение 1-2 минут попробуйте выполнить задания.
(через 2 минуты)
Вечером у телевизора собрались:
Мама – любительница сериалов
Сын – любитель мультфильмов…
У кого эта ситуация, продолжите сами (импровизация), пожалуйста.
Родители с интонацией читают диалог.
- Как вы думаете это конфликтная ситуация?
- Кто ее спровоцировал?
- Какие эмоции возникают у всех участников?
Я попрошу вас выбрать карточку с нужной эмоцией, по вашему мнению, и разместить ее на магнитной доске под цифрой 1. (Приложение 3)
Следующая ситуация.
Каждый из нас испытывает волнение, когда готовимся к приходу гостей. А если вдруг обнаруживается, что что-то не готово, например, забыли купить хлеб.
У кого эта ситуация, пожалуйста, продолжите сами.
Родители с интонацией читают диалог.
- Как вы думаете это конфликтная ситуация?
- Кто ее спровоцировал?
- Какие эмоции возникают у всех участников?
- Какой выход есть из данной ситуации?
Я попрошу Вас выбрать карточку с нужной эмоцией, по вашему мнению и разместить ее на магнитной доске под цифрой 2. (Приложение 3)
Следующая ситуация.
Придя домой с работы, мама обнаружила, что ее сын не сделал уроки, не вымыл посуду и не как не может оторваться от компьютерной игры.
У кого эта ситуация, продолжите, пожалуйста, сами.
Родители с интонацией читают диалог.
- Как вы думаете это конфликтная ситуация?
- Кто ее спровоцировал?
- Какой конструктивный выход возможен в данной ситуации?
- Какие эмоции возникают у всех участников?
Я попрошу Вас выбрать карточку с нужной эмоцией, по вашему мнению, и разместить ее на магнитной доске под цифрой 3. (Приложение 3)
Теперь давайте поговорим о том, как ещё можно было разрешить наши ситуации. ( Беседа с родителями)
III. Материал для развития эмоциональной сферы дошкольников.
- Уважаемые родители, предлагаю Вам познакомиться с материалом для развития эмоций, который можно использовать в домашних условиях или на отдыхе.
Игры:
«День рождения»
«Передай по кругу»
« Имя»
«Дракон кусает свой хвост»
«Паровозик»
«Мяч»
«Иголка и нитка»
«Давайте вместе поиграем».
Нашим детям очень тяжело, из-за нарушения зрения понимать и видеть эмоции, я вам предлагаю использовать этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений, жестов.
Этюды:
«Вкусные Конфетки»
«Золотые капельки»
«Хорошее настроение
«Фокусник»
«Круглые глаза»
« Остров плакс»
«Я так устал»
«Два сердитых мальчика»
«Баба Яга»
«Провинившийся»
«Бобику стыдно»
«Кот Васька»
«Лисичка подслушивает»
«Кузнечик»
«Солёный чай»
«Грязь»
«Гадкий утёнок»
«Новая девочка»
«Лисёнок боится»
«Один дома» (Приложение 4)
Примерный музыкальный репертуар для развития эмоций детей:
Радость - С.Рахманинов « Полька»;
Печаль, грусть- Л. Бетховен « К Элизе », П.И.Чайковский « Болезнь куклы».
Удивление –М.Глинка « Руслан и Людмила».
Страх- Д. Кабалевский тема «Волка» из музыкальной сказки « Петя и волк.»
Гнев- Л.Бетховен « Сюита до- минор»
Рисование на темы:
«Моя семья»
«Портрет твоего друга»
«Рисуем музыку»
Музыка для релаксации:
«Ручей»
«Шум моря»
«Пение птиц»
« Утро в лесу»
Игры с песком:
«Что спрятано в песке?»
«Волшебная страна»
«На что похоже?»
Чтение и обсуждение произведений о различных эмоциональных переживаниях из жизни детей и сказочных персонажей:
« Про Чебурашку» ( страх темноты)
«Ежик» (изгой в группе)
Рассказы Н.Носова
IV. Рефлексия.
Вопросы родителям:
Какие вопросы возникли у Вас в ходе нашей встречи?(дискуссия)
Давайте обсудим сегодняшнюю встречу:
1.Вопрос к родителям: «Как вы реагируете на проявление вашим ребенком отрицательных эмоций, если он таковые проявляет?»
Ответы родителей (дискуссия)...
2.Вопрос к родителям: «Как вы осуществляете эмоциональный контакт со своим ребенком? Приведите примеры?»
Ответы родителей (дискуссия)...
3.Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?»
Ответы родителей (дискуссия)..
V. Итог. Обратная связь.
Участникам занятия предлагается закончить фразу: «В ходе встречи я понял (а) ...»
Спасибо всем за активную работу. Я буду рада встретиться с вами в нашей гостиной в следующий раз. А дома я попрошу вас заполнить анкету. (Приложение 5)
Пиктограмма (Приложение 1)
(Приложение 2)
Игра «Покажи эмоцию, которую я назову»
Цель: Выявление уровня соотнесения зрительного образа, сформировавшегося у ребёнка, с его словесным обозначением.
Материал: набор пиктограмм с изображением 10 базовых графических эмоций.
Содержание: перед ребёнком на столе лежит набор карточек с графическим изображением эмоций. Даётся инструкция: я буду называть эмоцию, ты внимательно посмотри на карточки и покажи её.
Критерии оценки:
1 балл - ребёнок не справляется с заданием, не проявляет заинтересованности во время выполнения задания.
2 балл - адекватно воспринимает задание, но выполнить сразу не может, нуждается в наводящих вопросах. Действует методом подбора, с небольшой помощью взрослого. Проявляет интерес к результату.
3 балла - адекватно и самостоятельно выполняет задание, использует сформированные навыки в самостоятельной практической деятельности, заинтересован в конечном результате.
(Приложение 3)
Карточки для родителей с эмоциями.
(Приложение 4)
Этюды для походки и жестов
№ п/п | Эмоция | Название этюда | Лицо | Руки | Корпус | Ноги | Голова | Вырази- тельные движения | ||
Брови | Глаза | Рот | ||||||||
1 | Радость | «Вкусные Конфетки» | Папа пришёл домой с работы. Из кармана он достает сверток ,в котором лежат конфеты. Все сели пить чай. Девочка осторожно развернула конфету и положила в рот. «Ах, какая вкусная конфета!» | |||||||
Сглаживание поперечных складок на лбу. | Сужение глазных щелей, радиальные складки у наружного угла. | Улыбка, уголки губ приподняты. | Подвижны. | Отклонён назад. | Ступни раздвинуты. | Отклонена назад. | Жевательные движения. | |||
«Золотые капельки» | Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен тёплый летний дождь. | |||||||||
Приподнимание бровей. | Глаза закрыты. | Рот полуоткрыт. | Руки внизу, плеч опущены. | Мышцы расслаблены | Ступни раздвинуты. | Голова запроки нута назад. | ||||
«Хорошее настроение | Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты, -сказала она.- Мы выпьем с тобой чай и пойдём в зоологический сад.» Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. | |||||||||
Брови и верхнее веки приподняты. | Взор вперед. | Улыбка | Размахивают руками. | Плечи расправлены | Быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки. | Голова наклонена то на один бок, то на другой. | ||||
2 | Удивление | «Фокусник» | Мальчик очень удивлён: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака. | |||||||
Брови и верхние веки приподняты. | Расширение глазных щелей, взор обращен на объект. | Рот раскрыт. | Руки не подвижны. | Неподвижен или устремлен вперед. | Согнуты в коленях. | Неподвижна. | ||||
«Круглые глаза» | Однажды мальчик подсмотрел в подъезде удивительную сценку и рассказал об этом маме: «Я зашёл в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел что там котёнок.» | |||||||||
Брови и верхние веки приподняты. | Расширение глазных щелей, взор обращен на объект. | Приоткрыт. | Неподвижны. | Неподвижен. | Согнуты в коленях. | Голова не подвижна. | ||||
3 | Горе, страдание | « Остров плакс» | Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. он старается утешить то одного, но все дети-плаксы отталкивают и продолжают реветь. | |||||||
Брови приподняты и сдвинуты. | Веки опущены, нижнее веко поднято, взгляд пассивен. | Рот полуоткрыт. | Руки поднесены к глазам. | Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана сутулость. | Расслаблены, ступни развёрнуты. | Опущена вперёд. | Плечи подвижны, у детей, путешественник гладит детей по спине, голове. | |||
«Я так устал» | Маленький гномик несёт на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал.» | |||||||||
Сближение бровей и продольнопоперечная складка на лбу. | Веки опущены, взгляд пассивен. | Уголки опущены. | Руки висят вдоль тела. | Плечи опущены. | Сутулость. | Опущена вниз. | ||||
4 | Гнев | «Два сердитых мальчика» | Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Вот-вот подерутся. | |||||||
Сдвинуты брови. | Глаза припущены. | Плотно сомкнут. Губы сжаты. | Размахивают руками. | Наклон вперёд. | Наступают друг на друга. | Неподвижна. | ||||
«Баба Яга» | Баба - Яга поймала Алёнушку, велела затопить печку, чтоб потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. | |||||||||
Сближение и опускание головок бровей. | Расширение глазных щелей, быстрые движения глазных яблок. | Плотно сомкнуты, с подворачиванием губ внутрь. | Размахивает руками. | Наклоны стороны. | Ногами топает. | Наклонена вперёд. | ||||
5 | Вина | «Провинившийся» | Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. | |||||||
Брови поднимаются вверх и сдвигаются. | Глаза опущены. | Уголки губ опущены. | Руки висят вдоль тела. Плечи приподняты. | Линия спины сломлена, сутулость. | Ноги прямые ,пятки сдвинуты. | Голова наклонена вперёд и втянута в приподнятые плечи. | ||||
6 | Стыд | «Бобику стыдно» | Жила-была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, спать укладывала. Один раз положила спать на кроватку. Забрался туда щенок Бобик и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой , увидела ,что её кукла лежит на полу, подняла куклу с тала ругать Бобика : «Зачем ты ,бобик мою куклу уронил?! А бобик стоит голову опустил стыдно ему. | |||||||
Брови поднимаются вверх и сдвигаются. Глаза опущены. | Уголки губ опущены. | Руки висят вдоль тела. Плечи приподняты. | Линия спины сломлена, сутулость. | Ноги прямые, носки сдвинуты | Голова наклонена вперёд и втянута в приподнятые плечи. | |||||
«Кот Васька» | Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно. | |||||||||
Сближение бровей и продольно поперечная складка на лбу. | Веки опущены. | Уголки губ опущены. | Малоподвижны. | Линия спины сломлена, сутулость. | Носки сдвинуты. | Голова наклонена вперёд и втянута в приподнятые плечи. | ||||
7 | Интерес | «Лисичка подслушивает» | Лисичка стоит у окна избушки, в котором живут котик с петушком, и подслушивает, о чём говорят. | |||||||
Приподнимание бровей. | Взгляд направлен в другую сторону. | Рот полуоткрыт. | Прижаты к груди. | Корпус слегка наклонён. | Нога выставлена вперёд. | Голова наклонена в сторону(ребёнок слушает, подставляет ухо). | ||||
«Кузнечик» | Девочка гуляет в саду и вдруг видит большого зелёного кузнечика. Она подкрадывается к нему, протягивает руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг- и вот уже стрекочет. | |||||||||
Сдвигание и опускание головок бровей, продольные складки между ними. | Взгляд пристальный. | Приоткрыт. | Вытянуты вперёд. | Туловище слегка наклонен вперёд. | Ступает на цыпочках. | Шея вытянута вперёд. | ||||
8 | Отвращение | «Солёный чай» | Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало во рту! | |||||||
Брови нахмурены. | Глаза сощурены. | Верхняя губа подтянута к носу, нос сморщен. | Подвижны | Напряжен или «снят» с бедер. | Стопы стоят произвольно, носки развернуты. | Голова откинута назад. | ||||
«Грязь» | Мальчик надел новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, где идут ремонтные работы и всё раскопано. Недавно прошёл дождь, и на дороге грязно и скользко. Мальчик идёт осторожно, стараясь не пачкать ботинки. | |||||||||
Поднимание бровей дугообразно одной брови, поперечная складка на лбу. | Веки опущены глаза смотрят вниз. | Нос сморщен, уголки губ сжаты. | Подвижны. | Напряжён | Осторожно наступает на цыпочки ,выбирая более чистое место. | Опущена вперед. | Походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи. | |||
9 | Презрение | «Гадкий утёнок» | Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе6 птицы демонстрируют своё презрительное и брезгливое отношение к утёнку, который не похож на других утят. Они считают его безобразным и гадким. | |||||||
Брови нахмурены. | Глаза прищурены. | Ноздри раздуты и сморщены углы губ опущены | Плечи сдвинуты вперёд. | «Напряжён» и «снят» с бедёр. | Носки развёрнуты. | Голова откинута назад. | ||||
«Новая девочка» | В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье в руках она держала красивую куклу на голове у неё был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой ,а остальных детей- недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока презрительно поджав губы. | |||||||||
Брови приподняты. | Взгляд сверху вниз. | Лицо вытянуто губы сжаты. | Руки на поясе. | Плечи расставлены корпус отклонён назад. | Одна нога выставлена вперёд. | Голова откинута назад. | Отстраняется, отходит от презираемого объекта. | |||
10 | Страх | «Лисёнок боится» | Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму ,но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и очень глубоко. | |||||||
Сближение и приподнимание бровей: Продольно-поперечная складка на лбу. | Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века. | Закрыт или приоткрыт, поперечно растянут при эффективных формах страха. | Прижаты к груди, кисти сжаты в кулак. Дрожание. | Напряжён, «вдавлен!» в бёдра. Неподвижен сутулость. | Согнуты в коленях, носок вперёд. | Опущена. | Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. | |||
«Один дома» | Мама - енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь? | |||||||||
Продольно поперечная складка на лбу. | Расширение глазных щелей. | Закрыт. | Прижаты к груди. | Неподвижен, сутулость. | Согнуты в коленях. | Опущена. |
(Приложение 5)
Анкета для родителей по выявлению индивидуальных особенностей эмоциональной сферы ребенка с нарушением зрения.
1)Охарактеризуйте сон, аппетит и эмоциональное состояние вашего ребёнка.
а) как он засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т.д.;
б) как спит: крепко, спокойно или мечется, вскрикивает, плачет, разговаривает во сне;
в) как просыпается: сразу или нет, в каком настроении :весёлый, спокойный, раздражительный, в слезах.
2) как он ест:
а) охотно или нет, выбирает пищу или нет;
б) быстро ест или медленно;
в) как предпочитает, есть: сам или с помощью взрослых;
г) как действуют на него похвала, порицание или ваша оценка ничего
не меняет?
3)Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребёнка:
а) в темной комнате;
б) при наказаниях, окриках, недовольстве взрослого его поведением
или при других обстоятельствах (каких?);
в) как проявляется страх: ребёнок плачет, убегает, зовет взрослых,
справляется с этим сам (как)?
4)Чему радуется ваш ребёнок и что вызывает его огорчения,
недовольство, обиду, какова длительность переживаний?
5) Какие эмоции наблюдаются в его игре, как он их проявляет: жалеет
или наказывает куклу, доброжелателен или нет к сверстникам?
6) Умеет ли отстаивать свои интересы перед родителями, братьями или сверстниками как он это делает: находит аргументы, требует, кричит, плачет?
7) Замечает ли радость, боль другого человека? Умеет ли выразить сочувствие своим близким?
8) Понимает ли язык эмоций, чувств (выражение лица, жесты, позы, интонации)?
9) Радуется ли успехам других людей или чувствует зависть?
10) Часто ли обижается? Насколько обоснована его обида?
11) Знает ли нормы и правила поведения?
12) Соответствует ли знания его поступкам и действительному отношению к людям?
(Приложение 6)
Признаки некоторых эмоциональных состояний, отражающихся в мимике.
Эмоции | Мимика | ||
Брови | Глаза | Рот | |
Радость | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу. | Сужение глазных щелей, радиальных складки у наружного угла. | Уголки губ приподняты. |
Удивление | Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу. | Расширение глазных щелей, взор обращен на объект. | Приоткрыт. |
Безразличие | Брови принимают горизонтальное положение. | Веки полуопущены, взгляд в сторону. | Поперечно Растянут. |
Презрение | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови, поперечная складка на лбу. | Веки иногда опущены, глаза смотрят вниз. | Нижняя губа опущена. |
Печаль и горе | Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу. | Веки опущены, нижнее веко может быть поднято, взгляд пассивен. | Уголки губ опущены ,центр нижней губы приподнят. |
Гнев | Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу. | Расширение глазных щелей, быстрые движения глазных яблок. | Плотно сомкнут, с подворачиванием губ внутрь. |
Страх | Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу. | Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века. | Закрыт или приоткрыт, поперечно растянут при активных формах страха. |
Боль | Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу. | Сужение глазных щелей. | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята. |
(Приложение 7)
Признаки некоторых эмоциональных состояний, отражающихся в пантомимике.
Эмоции | Пантомимика | ||
Руки | Корпус | Ноги | |
Радость | Подвижны, хватание за бока и т.п. | Отклонен назад. | Ступни Раздвинуты. |
Удивление | Неподвижны, иногда пассивно свисают. | Неподвижен или устремлён вперед. | Согнуты в коленях. |
Безразличие | Опущены, вялые, малоподвижные. | «Сломан», «вдавлен» в бедра. | Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе. |
Презрение | Опущены, вялые, малоподвижные. | Напряжен или «снят» с бедер. | Стопы при ходьбе ставят с тщательностью, носки развернуты. |
Печаль и горе | Малоподвижные, при сидении могут быть опорой для головы. | Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломлена; сутулость | Расслаблены, ступни свернуты. |
Гнев | Размахивают кисти сжаты в кулак: дрожание. | Наклонен вперед. | Топанье ногами. |
Страх | Прижаты к груди или закрывают лицо; кисти сжаты в кулак; дрожание. | Расслаблен, «вдавлен» в бедра; неподвижен, сутулость. | Согнуты в коленях; спотыкание при ходьбе. |
Боль | Одергиваются от источника боли. | Движение - прочь от источника боли; иногда неподвижность при внутренней боли ( для успокоения) | Отдергивание от источника боли; иногда угловатые позы со свернутыми ногами. |
Заключение
Знание родителей основных характеристик эмоций позволит им выделить основные направления деятельности, предусматривающей формирование образов восприятия и представления, связанных с разными эмоциональными проявлениями ребёнка.
Каждая эмоция особо выражается в мимике и пантомимике. Для выработки единых подходов в работе педагога и родителей могут быть использованы таблицы, в которых словесно представлены выраженные признаки внешнего проявления основных эмоциональных состояний человека. (Приложение 6,7)
Библиография:
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./Л.И.Божович-СПб.2009.-400с.
- Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/Н.А. Ветлугина. - М., 1981.-240с.
- Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте./Л.С.Выготский.-М.,1982. Т.2
- Запорожец ,А.В.Воспитание Эмоций и чувств у дошкольника/ А.В. Запорожец//Эмоциональное развитие дошкольника. М,1985.-120с.
- Комарова, Т.С.Дети в мире творчества/Т.С.Комарова. - М.:Мнемозина,1995.-157с.
- Плаксина Л.И., Развитие зрительного восприятие у детей с нарушением зрения/Л.И.Плаксина.-М.,1985.-220с.
- Федоренко, Ю.В.Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Новгород,2010.-20с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девочки и мальчики - два разных мира (семейная психологическая гостиная)
Работа с родителями по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытие методов и приемов для достижения результатов по гендерному воспитанию детей, обмен опытом работы....
«Радостная мама- радостный малыш или секреты психологического здоровья». Психологическая гостиная для родителей
систематизировать знания родителей о психическом здоровье детей...
"Психологическая гостиная" как средство формирования компетентности родителей ДОУ
Данный материал содержит опыт работы по формированию и повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ....
Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»
Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»...
Психологическая гостиная для родителей "Воспитание любовью"
Главная тенденция современного психолога - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, не давать советов,...
Психологическая гостиная для детей и родителей "Счастье домашнего очага"
Гостиная для детей и родителей...
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников». Психологическая гостиная для родителей.
Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей....