Психологическая гостиная для родителей "Воспитание любовью"
методическая разработка на тему

Кабурова Любовь Ивановна

 

             Главная тенденция современного психолога - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, не давать советов, не решать все за них.  Есть поговорка:  « Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и с обучением. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта, предполагает  собственную активность обучающегося при консультативной роли обучающего, поэтому  эффективными считаю  групповые формы работы с родителями. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь от взрослых и детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. 

            Представленная  работа является опытом группового  взаимодействия, который  создает условия для самостоятельной, активной, осознанной перестройки отношений самими родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihol.gostinaya_vospitanie_lyubovyu.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. Кабурова,

педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»,

г. Братск, Иркутская область

 «Тропинкой родительской любви» -

психологическая гостиная  с интерактивными формами взаимодействия

             Цель:  Способствовать гармонизации детско – родительских  взаимоотношений через осознание родителями необходимости позитивных  эмоциональных воздействий на развитие личности ребёнка.

             Задачи:

 1. Выявить особенности отношения родителей к своему ребёнку.

 2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить   внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления    любви к нему.

  3. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.

 4. Повысить родительскую компетентность в вопросах  эмоционального развития  ребёнка.

Форма проведения: Психологическая гостиная с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: панно «Цветок ожиданий», шифоновые разноцветные шарфы, рисунки детей «Моя семья», карточки с практическими заданиями, мяч, таблица рефлексии, памятки для родителей «Шпаргалочки для мамочки», мультимедийная установка, экран, магнитофон.

Ход:

            Уважаемые родители, я рада Вас снова видеть и нашу встречу предлагаю начать с традиционного приветствия.

1. Приветствие «Здравствуй, добрый человек!»

 Все в кругу. Ведущий прикасается ладонями к ладоням стоящего справа, улыбается и произносит: «Здравствуй, добрый человек!». Так по кругу. Ведущий заключает словами: «Здравствуйте, добрые люди! Речь сегодня пойдет о воспитании наших детей. Тема нашей психологической гостиной «Воспитание любовью». Мы с Вами сегодня здесь собрались, потому что у каждого из нас есть ребёнок. А что для Вас ребёнок?»

2. Разминка «Ребёнок – это…» (по кругу мяч, родитель говорит свои ассоциации к слову «ребёнок»)

Вывод: Ребёнок – это и счастье, и удача, и трудности. Много всего.  Давайте свои ожидания от встречи оформим в виде панно.

3. Панно «Цветок ожиданий» (на панно цветок без лепестков) Предлагаю: если в воспитании ребёнка все ладно, да складно, приклеить красный лепесток. Если возникают вопросы по поводу воспитания, трудные ситуации или Вас просто заинтересовала эта тема – синий. Вот такой разноцветный цветок получился! Особенно много синих лепестков, значит возникает много вопросов по поводу воспитания ребёнка.

Присаживайтесь удобно, предлагаю проговорить по 1 ситуации, которые вызывают вопросы.

( по кругу)

Вывод: У всех вопросов есть одно общее - трудности понимания  своего ребёнка, применение мер своего воздействия на него.

4. Результаты обследования родительского отношения к детям.

На предыдущей встрече мы провели диагностическое исследование вашего родительского отношения к ребёнку. (Приложение1. Тест ОРО. Авторы: Варга, Столин)

Давайте посмотрим результаты (на экране в обобщённом виде)

На экране – наши результаты в обобщённом виде в процентном соотношении. С каждым родителем будет проведено индивидуальное консультирование по предпочитаемому Вами типу отношения к ребёнку.

5. Беседа о родительской любви.

Психологами   выделяется 5 типов отношения к рёбёнку:

  1. «социальная желательность», т. е. как «социум желает, как принято в обществе, как правильно» - родители принимают ребёнка, знают его особенности, верят в его хорошее будущее, в меру заботятся и в меру дают свободу;
  2. «неприятие»- противоположное отношение: могут не показывать, но не любят ребёнка, отторгают его, холодны;
  3. « симбиоз» - слияние с ребёнком, не различают своих и интересов ребёнка, любят до безумия, все за него готовы делать, гиперопека, слуги;
  4. « маленький неудачник» - не верят в успешность ребёнка, считают неумёхой, несамостоятельным, чересчур жалеют;
  5. «авторитаризм» - все по правилам, жесткость, правильность, ни шагу в сторону, гиперопека, нет теплоты.

Вывод: в основе всех типов отношения к ребёнку лежит всего 3 краеугольных камня: любовь, контроль (опека), включение в дела семьи (самостоятельность). Все 3 составляющих должны быть  равновелики.

        Наверное, Вы не будете спорить со мной, если я скажу: каждая мама любит своего ребёнка, каждая желает ему добра. Но почему от любви вырастают разные «побеги» - разные взрослые? Как Вы считаете? (Ответы)

Великий Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы родом из детства»

6. Ситуации для анализа.

Предлагаю проанализировать 2 воспоминания известных писателей: попробуйте, пожалуйста,  сформулировать то чувство, которое сформировалось у ребёнка.

  1. «Помню: было мне 4-5 лет. Видимо я не хотел убирать игрушки. Тогда отец схватил моего

 любимого медвежонка и размахнулся в сторону открытой печи, в которой горел огонь. Судорожно схватившись за ноги папы, я умолял не бросать в огонь игрушку. Я не помню, сгорел ли медведь… Я помню ощущение силы, которая давила на меня. И я прекрасно понимаю, почему я никогда не могу спорить, даже если ощущаю свою правоту»

Вывод: Сформировалась конформность -  приспособление к чужому мнению

  1. «Припоминаю: летний день, мы с мамой идем босые по дороге. Я держу её за руку.

Птицы поют, солнце припекает, пыль, почти горячая, греет ноги. Мы кого-то встретили, мама стала с ним беседовать, а я отвлёкся на какую-то букашку на травинке и отпустил мамину руку. «Пойдем дальше»,- сказала мама. Я взял её за руку и вдруг услышал смех. Подняв голову, я увидел, что держу за руку чужую женщину. Мгновенный ужас объял меня, растерянность. Но я быстро прибежал к маме и крепко схватил её за руку.  Мы пошли дальше, я крепко держался за маму, и был спокоен и уверен, что все в жизни прекрасно.» (Вывод: Чувство уверенности в поддержке, близости с родным человеком)

7. Релакс-упражнение «Погружение в детство»  - включаю видеозарисовку из 2 частей «Погружение в детство» (1 часть – релакс, 2 часть – танец-импровизация), раздаю цветные шарфы для танца.

Цель: помочь родителям погрузиться в состояние ребёнка, понять его чувства, эмоции.

      В гештальтпсихологии бытует представление о личности, как о луковице, в глубине которой спрятана сущность человека.

      Личность ребенка свободна от шелухи. Слои нарастают по мере приобретения жизненного опыта, как защитная оболочка, которая оберегает ранимую душу. Чем больше душевных ран, тем толще слои.

      Вырастая, мы все реже заглядываем внутрь себя. Мы требуем искренности от детей, хотя уже не пытаемся разобраться со своими переживаниями.

 Предлагаю посмотреть видеозарисовку, на 1 часть максимально расслабиться, а на 2 часть   выразить танцем - импровизацией ассоциации от увиденного - «сбросить слои шелухи». На вторую часть мамы импровизируют танец детства.

8. Работа в 2 компаниях «Я – ребёнок». Предлагаю превратиться в детей. Объединившись в 2 компании (по цвету платков), обсуждают в роли детей: как бы хотели, чтобы мамы выражали им свою любовь.

 Обсуждение: от имени детей: что значит мама любит?? (Добавляют по 1 пункту). Сравнить свои ответы с настоящим ответами детей на экране (диаграмма – 54% -любит, 26%- не знаю, как она это делает, 10% - не любит (часто ругает, не покупает, что хочу…)

9.«Моделирование ситуаций» в парах: По желанию объединяются в пары и моделируют ситуации -  сценки (задания выдаются – Приложение 2)

Цель: Помочь родителям осознать, что чувствует ребёнок в ситуациях приказа, угрозы, критики…

А как вы думаете, что чувствует ребенок, когда мы  посылаем ему такое высказывание? (Обсуждение сценок)

Вывод: Если обобщить высказывания, то можно заметить, что в большинстве случаев:

1) Понять эмоции ребенка мешают свои эмоции;

2) Часто мы ведем себя по стереотипам, заложенными нашими родителями

3)Также мешает отягощенность сопутствующими обстоятельствами: усталость, неприятности на работе, конфликты дома и т.д.

10.Практикум «Тактильный контакт». Из далёкой старины пришёл обычай: петь ребёнку колыбельные песни, качая на руках – почему?

Вывод: тактильный контакт понятнее для ребёнка всех слов.

Упражнения на тактильный контакт: «Паучишка», «Зайка…», «Гномик Гриша»,  «Люлечка», (Приложение 3)

Цель: Расширение способов тактильного контакта с детьми.

Вывод: Любовь должна быть действенная, не какая-то отвлечённая, а вполне ощутимая. Воспитывать любовью – это значит использовать  контакт глаз,  различную интонацию, тактильный контакт, говорить добрые фразы, или  применять контроль, когда нарушено правило безопасности, общения. Ребёнок должен «видеть, слышать, ощущать и чувствовать любовь мамы»

11. Рефлексия «Цветок»

       На память о нашей сегодняшней встрече дарю вам памятки с тактильными упражнениями «Шпаргалочки для мамочки». В них Вы найдёте те упражнения, которые помогут выразить любовь к ребёнку  тактильным способом.  На следующей встрече мы продолжим говорить о воспитании ребёнка, и я предлагаю Вам небольшое, но творческое задание: нарисуйте вашего ребёнка в виде какого-то растения, любого, с которым Вы его ассоциируете. А сегодня, пожалуйста, подойдите к нашему цветку и поменяйте синий лепесток на красный, если считаете, что наша встреча принесла Вам практическую пользу для воспитания вашего ребёнка и Вы получили ответы на свои вопросы.

 Какой красивый вырос у нас цветок! Спасибо Вам за удовольствие общаться с Вами!

Желаю Вам настоящей материнской любви!            

                                                                                               Приложение 1

Тест-опросник родительского отношения

Авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин. (Методика ОРО)
Цель:  диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов к ребёнку

Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет»

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация в Источнике: http://psychok.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro

                                                                                                          Приложение 2

                          «Моделирование ситуаций».

1. Перестань вертеться! Сколько можно сидеть скрючившись? Быстро выпрями спину!

Что несет это сообщение? (приказ)

Какие чувства это сообщение вызывает у ребенка? (обиду, неприятие, враждебные чувства)

2. Ты что там прячешь? Учти, я вижу тебя насквозь!

Угроза, интерпретация.

Страх, негодование, желание проверить последствие. Интерпретация верная – растерянность, смущение, стыд, ложная - обида.

3. Ты чего плачешь? Нашла повод расстраиваться, было бы из-за чего…

Утешение

Игнорирование чувств ребенка

4. Руки у тебя дырявые – вечно все из них вываливается…

Критика, высмеивание;

Разрушают представления ребенка о самом себе, снижают самооценку, или заставляет дать отпор (Я еще покажу всем)

5.Ребёнок: Мама, ты меня любишь?

Мама: говорит, что любит с безразличной интонацией: «Да люблю я тебя, люблю, только отстань

Ребёнок не знает, на что ориентироваться, любят ли его. Чувство неуверенности

6. Ребёнок: Мама, ты меня любишь?

Мама с ребёнком. Ребёнок жмется к маме, а она отталкивает с раздражением : «Платье помнёшь!»

Ущербность, он для мамы ничто.

7. Ребёнок: Мама, ты меня любишь?

Мама: (говорит с ребёнком, позиция сверху, свысока): «Конечно же, я тебя люблю!»

Позиция    мамы

Чувство ребёнка

Приказ

Обида,  враждебность

Угроза

Страх, желание проверить последствия

Утешение

Игнорирование чувств ребёнка

Критика, высмеивание

Низкая самооценка

Безразличие

Неуверенность, обида

Раздражение

Ущербность, обида

«Сверху»

Растерянность

                                                                                                       Приложение 3

«Шпаргалочки  для мамочки»

                       Гномик Гриша

    Жил на свете гномик Гриша          (повороты головой)

   Протекла у гнома крыша                (руки над головой домиком)

   По стене бежит вода                         (ладонями сверху вниз)

   Что же делать? Вот беда…              (руки ребёнка в стороны)

   Мы возьмем скорее гвоздик             ( по спинке пальцами)

  И для досок острый лобзик               (постучать рёбрами    

                                                                  ладоней)

  Будем брёвнышки пилить                 (пилим по спинке)

  Будем крышу мы чинить                   (руки домиком над

                                                                   головой)

  1, 2, тук-тук-тук                                  (пилим,  стучим)

  Тук-тук-тук, 1, 2                                 (стучим, пилим)

  Починили Грише крышу                   ( руки домиком над

                                                                    головой)

 Просто красота!                                  ( руки развели вверх)

                               Зайка

Пляшет зайка по лужайке          (мягкой игрушкой прыгать по спинке)

Прыг-скок,прыг-скок

Притаился за кустами серый волк, (мягко проводим игрушкой по спине)

Серый волк

Зайка прыгнул на пригорок        (легко на голову игрушку)

И увидел злого волка

Зайка сразу наутёк,                      (прыгать по спинке игрушкой)

Волк зубами только  -щёлк!        (щёлкнуть зубами)      

                                         Паучишка

    Пау-паучишка

    Паутинку сшил          (круговые движения по спинке,

                                                               или по  животику)

    Вдруг закапал дождик            (пальцами постучать)

   Паутинку смыл                        (вниз ладонями по спине)

    Солнце снова входит        (ладонями растираем снизу

                                                                                    вверх)

   Стало припекать

   Пау-паучишка трудится опять! (круговые движения

                                                                             по спинке)

                             Шла машина

    Шла машина дождевая             (едем по спинке кулаками)

    Словно туча шла живая            (рисуем на спине тучу)

    Два фонтана впереди                (пальцами полукруги)

    Берегись! Не подходи!              (убегаем пальцами)

           

                             Литература:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.:МАСС МЕДИА, 1995.

2. Кэмпбелл Я. Как на самом деле любить детей. – М.:Знание, 1990.

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.:Речь, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девочки и мальчики - два разных мира (семейная психологическая гостиная)

Работа с родителями по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытие методов и приемов для достижения результатов по гендерному воспитанию детей, обмен опытом работы....

"Психологическая гостиная для родителей"

Материал для родителей,дети которых имеют проблемы со зрением....

Новогодние посиделки для педагогов ДОУ. Психологическая гостинная

Методические рекомендации для педагов - психологов по проведению занятия для воспитателей с использованием элементов тренинга. Данное занятие помогает после новогодних утренников педагогам отдохн...

Новогодние посиделки для педагогов ДОУ. Психологическая гостинная

Методические рекомендации для педагов - психологов по проведению занятия для воспитателей с использованием элементов тренинга. Данное занятие помогает после новогодних утренников педагогам отдохн...

Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»

Психологическая гостиная «Сохранение психологического благополучия в семье через психогимнастику»...

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников». Психологическая гостиная для родителей.

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей....