"Психологическая гостиная" как средство формирования компетентности родителей ДОУ
методическая разработка по психологии
Данный материал содержит опыт работы по формированию и повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая гостиная»
как средство формирования компетентности родителей ДОУ
Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное… Но, для некоторых детей, оно – трудное, и прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.
В последнее время всё чаще отмечаются нарушения эмоциональных контактов между родителями и детьми. На детско-родительские взаимоотношения влияет ряд неблагоприятных факторов:
- социально-культурные (ускорение темпа современной жизни, дефицит времени у взрослых, чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем, которые оказывают негативное влияние на психику ребенка);
- социально-экономические (неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу);
- социально-психологические (дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений).
Сегодня родители стали мало общаться со своим ребёнком, поскольку слишком заняты работой и домашними делами. Лучшим другом для современного малыша является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерная игра. Сейчас дети меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Это привело к тому, что дошкольники стали неотзывчивыми к чувствам других, не способными осознавать и контролировать свои эмоции, что сказывается на импульсивности их поведения, а в результате и на отношениях с родителями.
Проведенное анкетирование показало, что у родителей возрос интерес к проблемам воспитания и обучения, поскольку каждый из них желает малышу счастья, хочет научиться понимать его, изучить его характер для того, чтобы избежать многих ошибок и конфликтов в будущем. Но им нужны средства и методики, которые они могут использовать в повседневной жизни. Полноценное развитие ребенка требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов.
Родителей необходимо вооружить знаниями о воспитании ребенка и в этом им должны помочь педагоги ДОУ.
Целью работы «Психологической гостиной» является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Задачи работы:
1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
2. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
3. Формировать позитивный опыт семейного воспитания через различные формы взаимодействия с родителями;
4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях;
5. Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Формы взаимодействия родителями: беседы и дискуссии за круглым столом, устный журнал, обсуждение педагогических ситуаций, моделирование игровых и проблемных ситуаций, практикум, тренинги, презентации семейного опыта, мастер-класс.
Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:
- возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
- адаптация к условиям ДОУ;
- новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет);
- игры и упражнения для развития и обучения детей.
Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Результатом таких встреч являются не только знания родителей, но своеобразная методическая копилка, своеобразный психолого-педагогический учебник созданный индивидуально и самостоятельно каждым родителем, с результатами и методиками диагностики, тестами, рисунками, советами педагога – психолога, памятками по темам.
Анализ работы показывает, что такая форма взаимодействия очень востребована, она способствует в непринужденной, дружеской обстановке получить квалифицированную консультативную помощь, обсудить проблемы воспитания и развития детей, отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с детьми; предоставляет родителям возможность высказать свое мнение, поделиться жизненным опытом, получить советы по гармонизации семейных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-712761-1448195232.jpg)
«Формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей 2 – 3 лет конструктивных умений и навыков».
Повышение родительской компетенции в игре с ребёнком....
Газета группы как средство повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников Воспитатель высшей категории: Костина Светлана Борисовна
Газета "Бельчата" , для любознательных родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-1245729-1588154276.jpg)
Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-760173-1516531875.jpg)
Формы взаимодействия ДОУ с семьёй, как средство повышения компетентности родителей (законных представителей).
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями (законных представителей). Воспитатели детских садов постоянно совершенствуют содержание и формы взаимодейст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/21/picture-784485-1461262109.jpg)
Конспект Нетрадиционной формы с родителями по валеологии Деловая игра с родителями «Цветок здоровья» по теме: «Формирование компетентности родителей по здоровому образу жизни». Старшая группа общеразвивающей направленности.
Создать условия для творческого, совместного сотрудничества родителей и сотрудников детского сада. Закрепить знания о здоровом образе жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-935316-1525349970.jpg)
Родительский клуб Психологическая поддержки семьи и компетентности родителей, воспитывающих детей - инвалидов ________________________________________
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и в...