Психологическая помощь родителей детям в преодолении тревожности и страхов.
статья по теме
Практика показывает, что только в том случае, когда все – и психолог, и воспитатели, и родители совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, наша помощь будет по-настоящему эффективна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья:
«Психологическая помощь родителей детям в преодолении тревожности и страхов»
Педагог-психолог МОУ
детский сад № 362
Дзержинского района
Иванова Н.Ф.
Волгоград, 2011
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности, но до сих пор эта эмоция остается загадочной, хотя в настоящее время наметились существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции.
Исследования показывают, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих заболеваний, поэтому проблема фобий у детей и в настоящее время привлекает пристальное внимание ученых. В возрасте 5 – 7 лет формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дети могут бояться страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти.
Дети описываемой группы легковозбудимы, излишне боязливы, повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развивается удрученность, тревожность, пессимизм. Таким детям характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, головокружения, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и т.д. К сожалению, как показывает практика, возникновение страхов, в большинстве случаев – это вина самих родителей: семейные неурядицы, душевная черствость, неправильное поведение родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители должны понимать причины их появления: 1) страхи внушенные, возникшие в результате общения с детьми или взрослыми; 2) страхи личностно – обусловленные, рожденные воображением ребенка; 3) страхи ситуационно возникшие.
Страхи, возникающие в результате заражения страхом или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и изменением родительского отношения к ребенку. Понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, гибкость в отношении с ребенком, уменьшение тревожности и строгости создают предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, ругать, а тем более наказывать ребенка за то, что он боится, как и за то, что он стал таким беззащитным и несчастным, поскольку ребенок во всем зависит от родителей, и они несут ответственность за его будущее. Любовь к детям – лучшее лекарство, условие их спокойствия. Умение проявлять нежность, участие, понимание, принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с другими детьми. Никакого насилия, угроз, физического наказания. Преодолевая страхи, мы должны возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это разнообразными эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, праздничными представлениями, где много веселья, музыки, посещениями парков, систематическим чтением сказок, рисованием, походами. Крайне желательно участие во всех этих мероприятиях взрослых, которые сами, попадая в детство, становятся непосредственными в отношениях с детьми. Любая возня с родителями, сверстниками, смех, разыгрывание сказок способны создать условия для детства, неомраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок. Лучше разрешить ребенку побольше бегать, приглашать в гости его друзей, использовать те игры, в которых ребенок должен проявить себя смелым и сильным защитником.
Родителям важно понять, что страх – не каприз, не слабость, а серьезная проблема. Важно понимать, как родительское отношение к ребенку влияет на него. Если оба родителя мягки, нерешительны, все разрешают ребенку, то число страхов может быть максимальным. Достаточное число страхов наблюдается, если оба родителя строги. В данном случае вместе со страхом нарастает возбудимость ребенка. Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать родительским требованиям.
Такие требования неприемлемы, бесполезны, а в худшем случае – только способствуют усилению страхов.
Исследуя эмоциональную сферу развития детей, можно сделать вывод, что дети, не знающие способов психологической коррекции своего угнетенного состояния, плохого настроения, часто не могут рациональными способами снять такой дискомфорт, тем не менее, большинство невротических отклонений у детей дошкольного возраста можно предотвратить, если использовать психолого-педагогические воздействия на ребенка с целью преодоления им тревожности, беспокойства, психического напряжения и невротических проблем.
С помощью диагностических методик у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен анализ уровня распространенности страхов и их качества. Центральное место занимают страхи: одиночества, темноты, наказания, боли, замкнутого пространства, животных и сказочных героев. На основании полученных данных мы смогли смоделировать ситуации, в которых каждый ребенок должен был побороть страх, ориентируясь на собственные возможности управления своим состоянием при переходе из состояния опасности в состояние безопасности, используя при этом элементы игровой терапии (Я. Морено, А.И.Захаров).
К участию в игротренинге привлекали родителей, старших братьев и сестер. Параллельно родители посещали родительский клуб «Азбука понимания», где обсуждались проблемы воспитания детей, составлялся общий план коррекционно-педагогических мероприятий, вырабатывались конкретные рекомендации по профилактике страхов ребенка. Родители обучались методам и приемам педагогической коррекции страхов у детей.
Занятия игротренингом проводились в зимнее время, 1 – 2 раза в неделю в вечерние часы, так как в это время дети более свободны от других видов деятельности. Но самое главное – вечером легче использовать световой эффект для применения метода «Эмоциональные качели», десенсибилизации страха темноты в ряде ролевых и подвижных игр. Кроме того, родителям удобнее посещать занятия вечером для совместных игр. Продолжительность такой игротерапии 30 – 35 минут.
В ходе нашей работы мы использовали игру, т.к. наиболее волнующие детей темы находят свое выражение, прежде всего, в игре. Переживание напряжения и воодушевления в игре отличаются от такового в повседневной жизни. Фантазируя, дети эмоционально «оживают» в игре. Этому способствует разнообразные подвижные игры, модифицированные автором или специально придуманные для конкретной семьи. С их помощью решались задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).
В каждой игре моделируется ситуация, в которой ребенок может побороть страх, ему предоставляется возможность пережить свой страх через катарсис. Такие игры как «Баба Яга», «Пятнашки», «Сражение» обеспечивают ребенку эмоциональную разрядку, помогают снять или значительно уменьшить торможение и страх при неожиданном нападении и страх боли и наказания родителей, ослабить напряженность в отношениях между взрослыми и детьми, старшими братьями, сестрами, «выяснить отношения» друг с другом в процессе игры, улучшить гибкость поведения. Создается эмоциональный накал за счет подчеркнутых шутливых угроз: «Только попадись!», «Ну, погоди!», «Я тебе сейчас покажу!», «Поймаю и съем!». Затем взрослый восклицает с похвалой: «Ну и быстрый!», «Ага, попался!», «Смотри, какой ловкий!», «Ух, устал!» и т.д.
В играх «Жмурки в лесу», «Заячьи прятки» используется световой эффект – выключается свет, комната затемняется шторами. Перед этими играми обязательно проводится игра «Пятнашки» для эмоциональной зарядки. Эти игры помогают детям избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства, страха внезапного воздействия, нападения.
Взрослый в роли водящего задает тон всей игре, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти всех, они от него никуда не денутся, что он справится с ними, съест, т.е. он выступает в роли злодея – Бармалея, разбойника.
Наилучшие результаты достигаются, когда ребенок становится ведущим, т.е. с ходу преодолевает страх и нерешительность. Хорошие результаты можно получить, когда взрослые сдаются «не найдя детей», а они, наоборот, стремятся найти всех без исключения.
Снятию страха нападения животных (собак, волков, тигров), боли, неожиданного воздействия, замкнутого пространства помогают игры «Собаки», «Смелые медвежата» (или другие животные, учитывая диагностику), «Мышки в норках» и т.д.
Для всех игр создается специальная пространственная атмосфера: игровая комната ограничивается. В игре используются различные предметы обихода: в беспорядке расставленные столы, стулья, «туннели», спортивный инвентарь, специально изготовленная атрибутика игр: поролоновые валики, мечи, щиты, подушки.
Участие родителей в общей игре приносит наибольший эффект, вносят в игру эмоциональное оживление, радость. В таких играх все равны, никто никого не стыдит, не поучает. Дети стараются обыграть родителей. Все игры сопровождаются шутками, смехом, потешными угрозами. За стремление преодолеть страх каждый ребенок был отмечен похвалой, получил награду – «сладкую медаль», ведь дети дорожат тем, что их усилия замечены, и это сказывается на их поведении.
Совместная игротерапия оказалась полезной и для родителей. Она помогла им приобрести такие качества, как готовность к переменам, стремление понять своего ребенка, умение контролировать себя, свои поступки и чувства, желание проанализировать и оценить свою семейную ситуацию, верить в положительный результат воспитания, умение превратиться в маленького ребенка и посмотреть на себя, родителя, глазами малыша.
Практика показывает, что только в том случае, когда все – и психолог, и воспитатели, и родители совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, наша помощь будет по-настоящему эффективна.
Литература:
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
- Захаров А.И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям / А.И.Захаров. – СПб.: Респект, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».
Настоящая рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...
Помощь родителей детям в преодолении трудностей при подготовке к обучению грамоте (встреча родительского клуба).
Конспект-сценарий встречи родительского клуба в подготовительной логопедической группе по вопросам реализации помощи родителей детям в преодолении трудностей при подготовке к обучению грамоте....
Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"
Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...
Программа по преодолению тревожности и страхов у детей
laquo;В страхе больше зла, чем в самомпредмете, которого боятся»./Марк Тулий Цицерон 106-43до Р.Х./Страх является защитной реакцией ребенка на опасность и может не только парализовать, но...
Способы оказания психологической помощи родителей детей с ОВЗ в принятии диагноза ребенка.
Материал для психологов и воспитателей...