Рекомендации для родителей детей с проблемами формирования пространственных представлений
методическая разработка (младшая группа) на тему
Этапы формирования пространственных представлений:
1. Освоение телесного пространства;
2. освоение внешнего пространства;
3. Пространственные схемы и диктанты (ориентировка по схеме и на листе бумаги);
4. Конструирование и копирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей детей с проблемами формирования пространственных представлений
Этапы формирования пространственных представлений:
- Освоение телесного пространства;
- освоение внешнего пространства;
- Пространственные схемы и диктанты (ориентировка по схеме и на листе бумаги);
- Конструирование и копирование.
Упражнения на освоение телесного пространства
Для формирования у ребенка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров («сено-солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.
Первый шаг – «маркировка» левой руки с помощью тряпочки, часов, нарисованного крестика и т.д. Можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, ребенок получает опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это «там, где красная тряпочка». На это знание можно «нанизывать» обширный репертуар сведений о внешнем мире. такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Подобным образом можно обозначить верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение для формирования пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: вверх, вперед, вправо и влево – шаг или прыжок, на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз приседание. Так же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движение вместе с психологом (родителем), который и поясняет каждое направление. Хорошо помогает при этом зеркало, перед которым выполняется упражнение.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать направление рукой или поворотом головы, а затем - только взглядом.
«Посвящение». Ребенка торжественно принимают в почетные члены тайного клуба «Пространство», что сопровождается подвязыванием на его левую руку ленточки (резинки, браслетика), которую он не должен снимать ни днем, ни ночью: мыться с ней, спать, играть. Родитель время от времени спрашивает у ребенка: «А где твоя левая рука?».
«Над – под».
Ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и выполняют одни и те же действия, называя их: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
«Выше - ниже».
Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка), «ниже всего» (ноги, стопы), «выше, чем…», «ниже, чем…», «выше, чем, но ниже, чем». затем ребенок повторяет эти действия без зеркала, а потом - с закрытыми глазами.
«Спереди – сзади».
Глядя в зеркало и ощупывая находящиеся спереди части тела, ребенок называет их. Аналогично – с частями, находящимися сзади. Затем он с закрытыми глазами ощупывает переднюю (заднюю) поверхности своего тела и называет соответствующие части.
«Право – лево».
Взрослый дает указания, ребенок выполняет их, например: «Потри правой рукой левый локоть, почеши левой пяткой правую коленку, пощекочи левым указательным пальцем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.
«Путаница».
Взрослый намеренно показывает не те места на теле, которые называет. Затем называет не те части тела, которые показывает. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.
Упражнения на освоения внешнего пространства.
Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится.
«Мама поверни направо…».
Это упражнение могут выполнять родители с детьми, например, на детской площадке, по дороге в детский сад, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама поверни направо». – «Поворачиваю, иду». – «Теперь налево». – «Слушаюсь, поворачиваю». Если он не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму словом «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее).
«Моя комната».
В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?» А слева?». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди».
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к сопоставлению других объектов относительно друг друга, а также себя – относительно других объектов.
«Капризный фотограф».
Взрослый (педагог, родитель) – фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет подходящий кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить: корову справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Затем задача усложняется: «Посади утку справа от медведя, а птицу – слева от лисы». Модификация задания – ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные игроки или взрослый его проверяют, затем один из игроков становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее исполнение.
«Собираем урожай».
Перед ребенком раскладывается ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее чем морковь».
«Моя рука, твоя рука».
Ребенок, стоя лицом к педагогу (родителю) или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Потом роли меняются, инструкцию дает ребенок.
«Назови часть тела».
Взрослый и ребенок находятся лицом друг к другу. Один из двоих молча, показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.
«Правильное зеркало».
Взрослый и ребенок, стоя или сидя друг напротив друга, по схеме «зеркало» двигают сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так если взрослый переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую руку – влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
«Царство зверей и птиц».
Взрослый разговаривает с ребенком о том кто живет наверху (птички, бабочки, облачка, солнышко), кто живет внизу, под землей (кузнечики, змеи, ящерицы, скорпионы, мышки), кто - посередине, на земле (зайцы, тигры, медведи, собаки и т.д.). Пусть ребенок покажет какое-нибудь животное каждого из трех «царств», расскажет о нем, где это – внизу, наверху, посередине.
«Кто где стоит, что где лежит».
Дети встают в круг. Взрослый спрашивает, где находятся остальные дети, относительно какого-либо одного ребенка, где – конкретный ребенок относительно стоящих в кругу детей. Затем каждый из них отвечает на вопросы: что лежит справа (слева, сзади, спереди) от тебя.
Дома родители периодически спрашивают ребенка, где находится мама или папа, остальные члены семьи относительно ребенка (справа, слева, спереди или сзади). Те же вопросы могут касаться и предметов: где мячик (например, справа от меня), стол (слева от меня), окно (впереди меня), диван (сзади) и т.д.
«Робот».
Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, повернуть направо, еще раз направо, повернуть налево, вниз (присесть)». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет быстро и правильно двигаться в соответствии с командами, задание усложняется: шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги; три шага назад, начиная с правой ноги. Дети могут выполнять упражнения все вместе и по одному.
«Машина». Несколько вариантов.
- Ребенок представляет, что он находится в машине за рулем. Взрослый спрашивает его, где находятся по отношению к нему фары, капот, багажник, дверцы (правая и левая), руль, сиденье, пассажиры и т.д. Затем взрослый просит ребенка выйти из машины и сказать, где теперь она относительно ребенка. После этого он предлагает ребенку встать сзади машины, спереди – и спрашивает, где она находится.
- Взрослый «садится в машину», а ребенок рассказывает, где располагаются части машины относительно взрослого.
- Ребенок и взрослый встают друг напротив друга, и взрослый просит его сначала рассказать, что находится справа, слева, вверху, внизу от ребенка, а затем от взрослого. После этого оставаясь в том же положении, взрослый называет любой предмет в комнате и спрашивает, где он находится сначала относительно ребенка, а потом относительно взрослого.
«Полоса препятствий».
По комнате разбрасываются вещи (игрушки), расставляются стулья. Ребенок закрывает глаза, а взрослый руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача – добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия. Даются четкие инструкции. Например: «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми еще правее (повернись еще больше направо) и т.д.
«Запрещенные движения».
Ребенок повторяет за взрослым движения, кроме одного – запретного.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пространственные схемы и диктанты, конструирование и копирование.
Следующий этап формирования пространственных представлений – двигательные диктанты и графические схемы.
«Двигательный диктант».
Перемещение по шагам, например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180 градусов, один шаг назад и т.д.
Взрослый диктует траекторию, по которой нужно пройти и найти предмет в комнате или здании. Далее – совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, др, пространства). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира и т.д.
В целом понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги с высоким домом, у которого показать верх, низ, все углы. потом нарисовать такой дом на листе бумаги; обсудить и подписать вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Далее взрослый просит ребенка сделать то же самое по памяти на чистом листе.
«Поставь фигуру в угол».
Взрослый предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать на листе определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить какие углы еще пусты. Он сам должен запомнить их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
«Покажи направление».
Взрослый предлагает ребенку показывать направления рукой в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем – по диагонали (направо вверх, налево вниз и т.д.). Потом делать это только поворотом головы, взглядом.
«Куда указывает стрелка?».
Ребенок располагает карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указываемых взрослым направлениях и называя их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-либо рисунками или планом.
«Проведи линию».
По инструкции взрослого ребенок проводит линии (прямые, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем, прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку «Графические диктанты» (во всех заданиях ставятся исходные точки).
«Двигательный диктант - 2».
Ребенок выполняет команды взрослого:
- сделай 2 шага влево и повернись направо;
- сделай поворот направо, а потом шаг влево;
- сделай шаг вперед, затем шаг вправо;
- повернись налево, а потом направо;
- прыгни вверх 2 раза и скажи «кря».
- повернись направо и назови любой предмет, который увидел первым;
- шаг влево, поворот направо, 3 шага вперед;
- шаг влево, поворот налево, 2 шага назад;
- поворот направо, 3 шага назад, поворот налево;
- правую руку положить на левое плечо, сделать шаг вперед прыгнуть вверх;
- шаг налево, присядь, сделай вперед 3шага на корточках;
- поворот направо, прыжок на правой ноге вперед, шаг назад;
- поворот направо, сделай шаг вправо и скажи, не поворачивая головы, что находится слева.
Затем предлагается другая инструкция: «Теперь ты робот, который делает все наоборот. Если я говорю «повернись налево», то ты поворачиваешься направо». Взрослый дает следующие команды:
- повернись направо, сделай шаг вперед;
- прыгни вперед и сделай шаг вправо;
- прыгни влево и прыгни назад;
- повернись направо и сделай шаг вправо;
- вытяни правую руку вправо и шаг назад;
- шаг вперед, прыжок назад, шаг назад;
- шаг вправо, шаг влево и поворот налево;
- шаг назад, шаг вперед и шаг влево;
- поворот влево, встань на правую ногу, а потом – на левую ногу.
«Пространственный рисунок».
Взрослый и ребенок уточняют, где у листа верх, низ, право, лево, где правый верхний угол, правый нижний угол, где левый верхний и нижние углы (то же самое - в комнате).
Затем ребенок под диктовку взрослого рисует картинку: «в середине листа рисуем волны, справа на волнах кораблик, в левом верхнем углу солнышко, в правом верхнем углу рисуем птичек, внизу слева – рыбку, а справа внизу – водоросли, из правого нижнего угла рисуем пузырьки, поднимающиеся к поверхности воды».
«Двигательный диктант – 3».
Ребенок стоит напротив взрослого или другого ребенка и дает команды, а так же следит за правильностью их выполнения.
«Направления».
Взрослый просит ребенка переместить руку вверх (снизу вверх), вниз (сверху вниз), вправо (слева направо), влево, еще правее, еще левее. Затем ребенок показывает разные направления движением головой.
Далее детям раздаются листы бумаги. Взрослый просит ребенка нарисовать в центре листа круг. Теперь от круга вверх надо провести волнистую линию, вниз – прямую линию, влево – пунктирную, вправо – двойную, влево вверх – красную прямую, вправо вниз – зеленую.
«Копирование фигур».
ребенок копирует какой-либо орнамент, сложную геометрическую фигуру или картинку, нарисованные на доске (образец на бумаге). Затем ему предлагается копировать эту фигуру так, «как будто она упала и перевернулась» (там где у нее был верх, стал низ, а где был низ – стал верх). Вариант задания – копирования фигур с разворотом на доске: ребенок перерисовывает фигуру, переворачивая ее так, чтобы поменялись стороны – право и лево.
Конструирование и копирование.
Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, разрезные картинки, мозаика и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно-речевое развитие детей в процессе формирования пространственных представлений»
Школьное обучение требует от детей определенного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы в школе формируется в период дошкольного детства, т.е. проблема интелл...
Роль игры в формировании пространственных представлений у детей с проблемами речи
Мы учитываем, что пространственные отношения сложны в силу их отвлеченности, поэтому, включая детей в игру и организуя их действия, стремимся представить эти отноше...
Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...
Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития 5-6 лет
В данной публикации описанны основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Проблемы в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...
Формирование пространственных представлений у детей как психолого-педагогическая проблема
Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном ок...
Рекомендация для родителей на тему: «Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Рекомендация для родителей по ФЭМП...