Проблемы в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
У обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) восприятие пространственных представлений очень замедленно, так как у них наблюдается ограниченная восприимчивость. Недифференцированность восприятий и ощущений затрудняют у них формирование пространственных представлений. Именно сформированность пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста является одной из предпосылок к овладению счетом, письмом и чтением.
Вопросами формирования пространственных представлений занимались Ф.Н. Блехер, А.В. Белошистая, Л.С. Выготский, С.Д. Луцковская, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, М. Монтессори, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Н.Я. Семаго, М. Фидлер, Е.И. Щербакова и др. Большинство ученых отмечают, что пространственная ориентировка идет на основе восприятия пространства и вербального обозначения пространственных связей (удаленности, местоположения, пространственных отношений между объектами). Формирование пространственных представлений -это длительный и сложный процесс, который начинается в детстве, продолжается в дошкольном возрасте, затем совершенствуется при школьном обучении. Не сформированность пространственных представлений влияет на интеллектуальный уровень развития ребенка, в школьный период проявляется в нарушениях чтения, письма и счета. Также у детей с ЗПР могут страдать разные звенья, входящие в процесс пространственного восприятия: предметно-пространственная ориентировка, чувственное восприятие, вербализация пространственных компонентов, пространственная организация движения. У дошкольников возникают трудности в ориентировке направлений пространства, особенно это касается левого и правого. Детский психолог З.М. Дунаева, в своем исследовании выявила, что практически до конца дошкольного периода дети с ЗПР не имеют представлений о пространственных взаимоотношениях предметов. Ориентация в пространстве осуществляется длительный период времени за счет практических действий, поэтому возникают трудности при пространственном синтезе и анализе ситуации. Сами дошкольники не умеют анализировать пространственные изменения, они не могут трансформировать пространство, а также испытывают трудности с переносом навыков ориентации на ситуацию предмета. Их пространственные представления дифференцированы, нестабильны и недостаточно обобщены. Есть простые предлоги в речи дошкольников с ЗПР, есть четко выраженные трудности в понимании простых пространственных отношений, что указывает на недоразвитие вербального и квазипространственного уровня формирования представлений о пространстве. Поскольку развитие пространственных понятий взаимосвязано с конструктивным мышлением, его формирование также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных рисунков и геометрических фигур дошкольники с ЗПР не могут провести полный анализ формы, идентичность частей фигур, установить симметрию, разместить конструкцию на плоскости, а также объединить ее в одно целое. Таким детям трудно распознать объекты в схематичном, контурном изображении, с наложенным изображением, расположенным для них под необычным углом. Задания учащимся дошкольного возраста по рисованию нижней (верхней), правой (левой) части рисунка практически недоступны. Даже симметричный рисунок предмета в рамках законченного контура вызывает большие трудности. Во время копирования изображения дошкольники ЗПР пытаются упростить изображения – у них части изображения размещены неправильно, количество элементов уменьшено. Отклонения в формировании пространственных представлений у дошкольников с ЗПР вызваны следующими причинами:
- замедление переработки поступающей информации, что ведет к нестойкому, неполному и не правильному узнаванию предмета;
- неумение вычленять фрагменты из предмета, воспринимаемого как целое;
- нарушение поисковой функции, замедленность обследования и опознавания объекта и окружающей действительности;
- снижение взаимодействия анализаторных систем;
- снижение памяти и уменьшение ее объема, затруднения при воспроизведении и запоминании материала;
- ухудшение пространственного восприятия;
- отставание процесса зрительного восприятия;
- недоразвитие моторной координации;
- низкая познавательная активность;
- речевые нарушения;
- несформированность мыслительных операций;
- уменьшение периода работоспособности, во время которой дети усваивают материал и выполняют задания.
Несформированность пространственных представлений детей с ЗПР ведет к нарушению игровой, графической, конструктивной деятельности, а также счетных операций. Данное явление проявляется в следующих трудностях:
- зрительно-пространственный анализ (количество предметов и их расположение в отношении друг к другу);
- целостное восприятие цифры, буквы и объекта;
- ориентировка на плоскости; - осуществление зрительного, кинетического, акустического и кинестетического контроля;
- ориентировка в последовательности написания и выкладывания элементов. Таким образом, развитие пространственных представлений детей начинается с первых дней жизни и является важным показателем сенсомоторного и умственного развития. У детей дошкольного возраста с ЗПР прослеживается несформированность элементарного уровня овладения пространственных представлений (схема тела). Также, характерны трудности в анализе пространственных взаимоотношениях касаемо тела объекта, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Формирование ориентира в пространстве, пространственных, а также квазипространственных представлений.
1 Борякова, Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. – М. : Сфера, 1994. – 253 с.
2. Борякова, Ю. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Ю. Н. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика, 2010. – № 2. – С. 45-50.
3 Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973. – 391 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...
Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.
Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения с...
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"
Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространствен...