Консультация для родителей «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольников»
консультация на тему

Ситникова Елена Викторовна

В консультации разбирается влияние эмоционального и физического насилия на формирование личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchishchennost_psikhologicheskaya_-13.04.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая защищенность,

как условие полноценного развития дошкольников»

Защищенность психологическая - относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности, собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирование адекватного чувства психологической защищенности; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности, является чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т.п.

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. Случаи жестокого обращения с детьми всегда воспринимаются как ЧП. Как бы ни было сурово время, что бы оно не диктовало взрослым, детство должно быть огорожено прочной стеной гуманности. Между тем воспитатели все чаще говорят об избиение детей собственными родителями. Агрессия в семье стала настолько привычной, что никто уже не удивляется, когда она выплескивается наружу. Мать прилюдно кричит на ребенка, дергает за руку так, что он запинается и падает. За испачканный комбинезон получает подзатыльник и титул «грязной свиньи». Прохожие не вмешиваются, потому что - воспитывает. А «воспитуемому», залитому слезами, три с половиной года... Существует несколько видов наказания, с которыми сталкиваются дети. Это речевая агрессия (угрозы, оскорбления), физическое воздействие, сепарационное (отказ от общения), игнорирование естественных потребностей ребенка... Говорить о том, что «наименее опасно», бессмысленно, потому что все вышеперечисленное приводит к огромным проблемам, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Замкнутость, агрессивность, энурез, страхи и комплексы - это проблемы детства… Быть психологически защищенным - это право любого ребенка. В Конвенции о правах ребенка и Декларации, прав ребенка ООН, в Семейном кодексе РФ черным по белому написано, что относится к ребенку нужно как к личности. А унижать и оскорблять личность - это преступление. Тем более, если за наказанием стоит удовлетворение собственных амбиций. Маленький человек не может ответить взрослому как равному, а демонстрировать силу над беззащитным просто подло.

Родители говорят: «Нас били - и ничего, целое поколение выросло...» И вы думаете, что кто-то с нежностью вспомнит как его пороли?

Наказание не обязательно связано с рукоприкладством. Унижают словами, подавляют личность, подчеркивая: «Ты - никто. Ты будешь делать так, как я сказал!» Такое «гуманное наказание», как запрет на прогулку или игру, на самом деле тоже является насилием. Дошкольнику это жизненно необходимо, как сон и еда.

По каким признакам можно установить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия?

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справится, что формирует низкую самооценку;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

  • Эмоционально не восприимчив, равнодушен;
  • грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
  • замкнут в себе, задумчив или наоборот агрессивен;
  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.

Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

  • ночной и/или дневной энурез;
  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и в области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т.д.;
  • замедление физического и общего развития ребенка.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относятся к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Таким образом, ребенок - жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

Ведь нельзя передозировать любовь! Нельзя «переуважать» человека, пусть он даже совсем маленький. До пяти лет дети должны купаться в море ласки, если мы хотим, чтобы они выросли здоровыми физически и психически. Мамина агрессия для мальчиков, например, может сформировать негативное отношение к женщинам вообще. Точно так же девочек никогда не должен наказывать папа, чтобы противоположный пол не воспринимался как источник боли и обиды.

Какое наказание можно считать «правильным»? Никакое! Конечно, бывают ситуации, на которые взрослые просто обязаны отреагировать, например, драка.

Советую проработать такую ситуацию в пять этапов. Прежде всего, сказать драчуну: «Я тебя люблю, ты хороший, но то, что ты сделал - недопустимо». Второй шаг: «Как ты думаешь, что он сейчас чувствует?» - «Ему больно, плохо…» Третий шаг: добиться, чтобы ребенок понял чувства другого, поставил себя на его место. Четвертый этап: «Я думаю, ты понял, что сделал неправильно и больше так не поступишь». И финал: «Потому что ты хороший, и я тебя люблю». А если ситуация повторяется по нескольку раз на дню, то искать причину. Просто так ребенок драться не будет.

        Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.).

Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Совершенствование способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, корректность оценок, умение прощать ошибки ребенка, признание его права на собственное мнение. Ведь далеко не каждый взрослый способен писать, как в прописях, и красиво завязывать галстук!

Наши педагоги прекрасно знают, как работать в конфликтных ситуациях. А родители, к сожалению, вообще не обладают знаниями по педагогике, ведь на мам и пап нигде не учат. Появившийся было в школах курс «Этика и психология семейной жизни» очень быстро свели к вопросам контрацепции, а потом отменили вообще. Хотя должность родителя самая важная из всех существующих, потому что от нее в буквальном смысле зависит жизнь и судьба следующего поколения.

В нашем детском саду есть свой собственный психолог. Значит, родителям не надо далеко ходить, чтобы получить квалифицированную помощь. Но наша ментальность запрещает «выносить сор из избы», многие папы и мамы подходят после лекции и говорят: «Как это так я признаюсь, что в семье плохо? Получается, что я - неудачник…» Неправда, проблемы бывают у всех! Только сильные люди их устраняют (в том числе - при помощи специалиста, а что в этом плохого? Вы же не беретесь оперировать свой аппендицит самостоятельно!), а слабые маскируют под мнимым благополучием, которое никого еще не спасало.

Если бы у психологов была возможность, они бы каждый день напоминали взрослым: «Уважаемые родители, любите своих детей! Не за оценки или примерное поведение, просто так - за то, что они есть. И тогда они вырастут хорошими людьми, и обязательно ответят вам взаимностью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольника»

Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увид...

Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного развития ребенка.

Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, м...

Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".

Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....

Консультация для педагогов: Психологическая защищенность (безопасность), как условие полноценного развития дошкольников

Данный материал будет полезен, как для педагогов ДОУ, так и для родителей воспитаников. Необходимо уделять особое внимание именно психологической защищенности детей, тк в СМИ все чаще говорят об ...

Практикум для родителей «Психологическое здоровье как условие гармоничного развития детей»

Важной составной частью здоровья человека является его психическое здоровье. Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние ок...

Консультация для родителей Подвижные игры как условие двигательной активности дошкольника

                               МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик»,    г. СерпуховДо...

План по самообразованию на тему «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»

Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной по...