Практикум для родителей «Психологическое здоровье как условие гармоничного развития детей»
методическая разработка

Воробьева Наталья Леонидовна

Важной составной частью здоровья человека является его психическое здоровье. Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_den_otkrytyh_dverey_2019.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

По теме: «Психологическое здоровье как условие

 гармоничного развития детей»

Неслучайно темой своего выступления я определила «Психологическое здоровье как условие гармоничного развития детей».

У здорового человека все в гармонии: его чувства и эмоции, его способность познавать окружающий мир, его умение взаимодействовать в окружающем обществе и мире.

Развитие ребенка идет постепенно и каждый этап в развитии наших детей имеет большое значение на формирование личности в целом. Моя задача содействовать формированию не просто личности, а формированию психологически здоровой личности, так как психологическое здоровье – это залог успеха, залог формирования успешного и гармонично развитого человека.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.

Важной составной частью здоровья человека является его психическое здоровье. Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

Давайте посмотрим какие этапы становления личности ребенок в период дошкольного детства. Эта градацияВЕДУЩИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ очень условна:

  1. Общение со взрослым
  2. Сенсорное развитие (уважение и признание –Я)
  3. Познавательное развитие и произвольность (Познавательная активность)
  4. Формирование эмоций и чувств (Воображение, потребность в общении)
  5. Социализация и общение со сверстниками (Общение)

На слайде вам представлены результаты достижений детей по каждому направлению. Для этого в рамках психологического сопровождения с детьми проводились коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы, саморегуляции и произвольности.

Для формирования эмоционального благополучия для детей организованы были праздники, досуги, развлечения, творческие мероприятия и конкурсы.

Развитие детей на этом не останавливается, оно будет продолжатся в течение всей жизни человека и от того как процесс развития и формирования психологически здорового, гармонически развитого и успешного человека будет проходить зависит от нас – педагогов и родителей.

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы повести в новом формате, в формате работы с играми и притчами.

Итак, Общение с ребенком, насколько оно важно в развитии ребенка поможет понять притча «О цене времени»

Притча "О цене времени"

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетный сын. - Папа, можно у тебя кое-что спросить? - Конечно, что случилось? - Пап, а сколько ты получаешь? - Это не твоё дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе? - Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час? - Ну, вообще-то, 500. А что? - Пап - сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300? - Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели. - Ты не спишь, сынок? - спросил он. - Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик. - Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся. - Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитав купюры, затем снова посмотрел на отца. - Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот. - Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, - ответил ребенок. - Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе снами.

Мораль Наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям. Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь. Подумайте об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.

2. Ребенок подрастает и он познает мир.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты — восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.

3. Наступает период формирования чувств и эмоций

Притча о мудром воспитании

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

4 На этапе дошкольного детства у ребенка активно формируются познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление и воображение.

        Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает: - Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне? Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку: - Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш… Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного. - Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел! - Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.

Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

  1. Социализация. Ребенок должен комфортно чувствовать себя в коллективе сверстников, у него должны быть друзья…

Игра «Преобразуй отрицательное качество в положительное»

Воспитание детей требует много знаний, мудрости, терпения, любви и уважения.

Жизненные сложности

Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников: - Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории оживлённо зашептались. - Примерно 200 граммов! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы. - Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? - Ничего! - Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два? - Ваша рука начнёт болеть. - А если целый день? - Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов. - Как по-вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать? - Нет! – растерянно ответили студенты. - А что нужно делать, чтобы всё это исправить? - Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент. - Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...

Семинар-практикум для воспитателей "«Психологическое здоровье воспитанников и педагогов в ДОУ»

Цель семинара - практикума:  повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов ДОУ.Задачи:- Знакомство с понятиям...

Практикум для родителей "Психологическая подготовка детей 5-7 лет к школе"

Практикум для родителей «Психологическая подготовка детей 5-7 лет к школе» Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помо...

Интерактивный семинар- практикум по теме: «Повышение эффективности психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Психологическое здоровье  предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства. У каждого взрослого свое п...