Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
консультация по теме
Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упоминаются факторы, которые могут способствовать возникновению агрессивности детей дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_agressivnogo_povedeniya_detey.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и возникающих чувств. Чувства детей часто сменяются, быстро вспыхивают и также быстро гаснут. Одним из важных чувств, переживаемых дошкольником является потребность в любви и одобрении, когда ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. К сожалению сложившаяся во многих семьях система воспитания детей не может обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Родители в воспитательных целях часто прибегают к насилию. Воспитание неизбежно приводит к нанесению травм в результате применения физического и психического насилия. Воспитание всегда было выработкой автоматизма действий, которые не противоречат правилам данного общества. Как отрицательный факт, способствующий проявлению агрессивного поведения, многими исследователями выделяется авторитарный стиль общения в семье, когда взрослые, чувствуя свое превосходство, добиваются от детей слепого, беспрекословного подчинения, исключая любое объяснение, аргументацию: злоупотребляют отрицательными оценками. При таком стиле общения и воспитания уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий, строгость и наказание – основное педагогическое средство. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами в детском саду, во дворе, а потом, повзрослев, в систему общения во вновь образуемую семью.
Не меньший вред приносит ребенку деспотизм материнской любви – одна из распространенных ошибок в семейном воспитании. Ее истоки в материнском инстинкте, взявшим верх над здравым смыслом. В этом случае инстинкт матери – ее «слепая любовь к ребенку». Жалея своих детей, не желая напрягать свои силы, мать может излишней нежностью ослабить их энергию. Чрезмерное внимание, баловство и изнеживание детей со стороны матери и есть «деспотизм материнской любви». Этот более утонченный, ласковый, мягкий тип авторитарного воспитания не менее опасен, чем деспотизм палки. При мягком деспотизме за ребенка думают все, кроме него самого, его желания предубеждаются в тех границах, в каких это считается нужным. У ребенка, окруженного трогательной заботой матери, не возникает мысли о том, как адаптироваться в современном мире. Он парализован неразумным ласковым воспитанием. Безотчетная, безоглядная материнская любовь, не знающая меры и разума, вредна. Она может развить в ребенке чрезмерную чувствительность, излишнюю уступчивость, которая для мальчиков становится источником серьезных проступков.
Неблагоприятный климат в семье является источником агрессивного поведения детей. Ссоры и драки между родителями, а также агрессивное поведение их с другими людьми оказывают влияние на поведение ребенка со сверстниками. Зависимость между агрессивностью и злобностью детей, с одной стороны, и распрями между родителями с другой стороны, подтверждаются исследованиями психологов. Представляемые родителями модели поведения влияют на детей. Роль модели доля подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Сочетание таких различных способов моделирования агрессии, как само агрессивное поведение родителей и одобрение ими агрессивного поведения других являются предпосылками агрессивного поведения их детей.
Наказания, применяемые взрослыми, следует также рассматривать как акты агрессии, которые лишают детей возможности радостного проживания своего детства. Дети привыкают к безрадостности. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них остаться на всю жизнь. Печально, что такие дети, вырастая, воспринимают будущее как безрадостный мир, лишенный гармонии.
Система авторитарного воспитания «произвела» в массе своей нынешних отцов и детей, выросших в системе насильственных по форме отношений. Как могут родители, испытывавшие в детстве насилие от своих собственных родителей, воспитывать своих детей с меньшим использованием насилия? В последние десятилетия увеличилось количество случаев плохого обращения с детьми.
Одной из форм плохого обращения родителей с детьми является эмоциональное отвержение ребенка матерью, которое проявляется прежде всего в неадекватной «расшифровке» эмоциональных реакций ребенка. Это означает, что мать не может удовлетворить потребности ребенка в безопасности и доверии к миру. Невнимание к физическому благополучию ребенка может иногда сопровождаться формальным контролем, прямой агрессией. Чаще эмоциональное отвержение не допускается до сознания взрослого, не желающего выглядеть в глазах окружающих «плохим» родителем. В этом случае родительское эмоциональное отвержение превращается в «воспитательный стиль». Этот стиль характеризуется стремлением «переделать» ребенка, обилием ограничений, запретов и наказаний. Взрослый получает возможность выражения своей агрессии по отношению к ребенку, которая интерпретируется как повышенная забота и внимание.
То есть, ребенок выступает как «удобный» объект замещения агрессии, ему приписываются несуществующие недостатки или навязывается определенный «успешный» жизненный сценарий, является компенсацией родительского чувства своей незначительности, восприятия себя как неудачника.
Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленьких людей, а вместе с ней повышают уровень его тревожности.
Дети с высоким уровнем тревожности чаще других проявляют агрессивные действия, которые выступают в качестве:
- средства достижения какой-нибудь значимой цели;
- как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытного недоброжелательства и озлобленности.
Впервые агрессия у детей появляется в конце первого года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.
Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить могут быть формой самозащиты, однако, порождают множество проблем и заставляют страдать окружающих.
Агрессивные черты в поведении детей мы наблюдаем с первых дней жизни. Даже у новорожденных наблюдаются реакции ярости, т.е. возникает тип агрессии, который приобретает черты некоего желания причинить вред или уничтожить нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.
Уже в раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности. Они осваивают способы удовлетворять свою ярость с меньшим ущербом для любящих родителей. Враждебные чувства перемещаются во враждебный акт, направленный на другого человека.
Когда дети действуют агрессивно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено. Таким образом, деструктированная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Ошибки, недоработки, упущения в воспитательной работе, нарушения детско-родительских отношений приводят к неадекватному эмоциональному реагированию, неуверенности в себе, неустойчивости самооценки. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации.
Хвастливость, манерность, капризность и упрямство являются проявлениями агрессии дошкольника. Которая скрывает неуверенность ребенка в себе. Дети с агрессивным поведением любят подшучивать над другими, высмеивать их, искать чужие недостатки, ошибки. Теми же причинами обусловлено желание портить чужую работу, общую игру; вместо тактики «договориться» они используют целую гамму негативных тактик: «перекричать», «дуться», «применить физическое насилие» и т.д.
У таких детей в повседневной жизни проявляются различные виды агрессии:
- ребенок ругается, прикрикивает;
- злорадный смех, циничные замечания, насмешка;
- кричит, орет, ругает взрослых и детей;
- плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается;
- коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ от помощи;
- бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы;
- ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя;
- грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет по голове;
- ругает предметы, проклинает, обзывает их;
- повреждение предметов, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.
Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков. Это может иметь объяснения в том, что дошкольники стараются идентифицировать себя с родителями того же пола. Исходя из существующего стереотипа мужчина должен быть: смелым, сильным, волевым, целеустремленным, властным, неэмоциональным, логичным, с высоким интеллектом, неразговорчивым и т.д. Таким образом, мальчик должен обладать рядом маскулинных качеств, которые не могут формироваться и проявляться в повседневной жизни, так как воспитывают мальчиков в семье и в детских садах женщины. Они поощряют те черты, которые связаны со стереотипом феминности. Традиционные маскулинные качества не сочетаются с образом идеального ребенка, поэтому мальчики недостаток проявления мужских качеств компенсируют агрессивным поведением по отношению к окружающим. Этих мальчиков привлекает игра со спичками, шумные подвижные игры, игры-сражения. Для них представляет интерес тема насилия в фантазиях, в которых реализуются тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной нормативности, и поэтому вытесняют в область бессознательного. Агрессивная фантазия транслируется в реальные отношения если она не успевает разряжать агрессивные импульсы.
Следует признать, что некоторый уровень агрессивности неизбежен. При воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех потребностей, а следовательно ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования, следовательно родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже, если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать им нормально развиваться. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня, чтобы защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Для этого необходимо воспитывать эмоции дошкольника. Обучение следует строить как на положительных, так и на отрицательных примерах. При сравнении хорошего, доброго с плохим, злым способствует формированию эмоциональной восприимчивости. Эмоциональная восприимчивость определяет умение сочувствовать. С этого умения начинается путь к добру и справедливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста
В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Презентация для родителей "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"
В презентации рассказывается о видах агрессии, причинах возникновения и о способах взаимодействия родителей с агрессивными детьми...
Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...
«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...