«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация (средняя группа)
консультация для воспитателей
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Консультация для воспитателей:
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт. Формы проявления агрессии:
− словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;
−физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;
-косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми. Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя. Причины, провоцирующие детскую агрессивность: защита и месть, ущемление достоинств другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников. Факторы, влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер и гипо опека), нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденная склонность (враждебность), ситуативные случаи (боль, жара, теснота), возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальные особенности человека (темперамент), социально-культурный статус семьи, длительные или частые стрессы, источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.
«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность. Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха. Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.
Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Общая стратегия окружающих по отношению к агрессивному ребенку: − остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка; − установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем; − покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям; − представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания; − обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции. Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева. Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.
Задачи психолого-коррекционной работы с агрессивными детьми: 1.Развивать умения понимать свое состояние и другого человека. Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».
2.Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом. Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).
3.Обучать способам снижения напряжения. Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.
4.Развивать навыки общения. Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество, разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).
5.Формировать позитивное само восприятие на основе личностных достижений. Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку, научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других. Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: − подраться с подушкой; − комкать и рвать бумагу; − использовать «мешочек для криков»; − поколотить стол надувным молотком; − втирать пластилин в картонку или бумагу; − обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка») − подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.
С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок. В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные. Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!» Рекомендации воспитателям и родителям по взаимодействию с агрессивными детьми: − Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка. − Демонстрируйте модель неагрессивного поведения. − Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки. − Наказания не должны унижать ребенка. − Обучайте приемлемым способам выражения гнева. − Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. − Расширяйте поведенческий репертуар ребенка. − Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях. − Учите брать ответственность на себя. − Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность. − Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом. − Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка. − Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда ребенок будет к ним стремиться. − Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях. − Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить ребенка на другую деятельность. − Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом. − В присутствии других детей не ругайте ребенка. − Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми. − Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей. − Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.
Всем успеха в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Коррекция детских страхов
Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведение...
Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...
Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...