Консультация для родителей " Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике
Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов,психологов.Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агессии необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов, относиться к ребенку с уважением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста».
Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам.
Общие сведения
В принципе, агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.
Причины агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни.
Агрессивность представляет собой поведение человека, который находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а также создавать неприятности.
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.
Симптомы
Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.
Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.
Причины
Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:
- У ребенка негативная самооценка.
- действия взрослого: ребенка надо чаще хвалить, объяснять за что хвалят.
- Страх (защитная агрессия).
- действия взрослого: взрослый должен словесно выражать свои эмоции, эмоциональное состояние. Необходимо комментировать чувства ребенка, объяснять.
- Реакция на запрет, ребенок не получает то, что ему нужно.
- действия взрослого: в разумных пределах разрешать быть независимым, самостоятельным. В случае запрета аргументировать причину запрета. Очень важно устанавливать правила поведения.
- Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
- действия взрослого: важно устанавливать правила поведения, соблюдать режим дня.
- Переадресация агрессии ( как со мной обращались, так и я буду обращаться)
- работа с родителями, объяснить стиль общения, образ жизни.
- Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
- Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.
Прогноз и профилактика
Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
Обсуждать поведение только после успокоения. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
Учить нести ответственность за свои поступки. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.
Сохранять спокойный эмоциональный тон.
Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.
Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.).
Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...
Консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста"
quot;Причины конфликтов у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них".
Пути разрешения конфликтов между детьми....
Консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них"
важно!!...
Консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них"
В материале представлены причины возникновения конфликтов между детьми, способы и рекомендации по разрешению этих конфликтов и их профилактике....
Консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста"
Способы разрешения конфликтных ситуаций в дошкольном возрасте...