Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Новые информационно- коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности. Использование информацилнных технологий в образовании дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, используя праздники, развлечения, консультации с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя | 138.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в деятельности
музыкального руководителя.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Научная новизна и теоретическая значимость состоят в: выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании; адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики; определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками; обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.
Практическая значимость. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.
В 2012 г. в ДОУ был разработан проект "Формирование начал информационной культуры у детей дошкольного возраста". В настоящее время данный проект успешно реализуется. Приобретено: ноутбуки, интерактивная техника (проектор, интерактивная доска, проекционный экран), диски с обучающими программами и играми, принтеры, сканеры. Педагогами ДОУ разработаны и апробированы занятия с использованием мультимедийных презентаций.
Однако в ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
В практике работы музыкального руководителя использование ИКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;
- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- развить интегративные качества дошкольника.
И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Восприятие музыки» используются мультимедийные презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.
С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности разработана и активно используется в практической деятельности серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки». При создании мультимедийных пособий использовались следующие компьютерные программы:
- ProShow Product (программа для создания видео);
- Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
- Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);
- Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
- PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).
Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» разработана в соответствии с ФГТ, опираясь на Рекомендации по созданию учебной продукции по дошкольному образованию (Письмо Министерства образования РФ № 680/23–16 от 05.07.2001 г.), с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Восприятие музыки» НОД.
Серия «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «В мире марша», «Струнные инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот», «Где живут звуки?».
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.
Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.
Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».
Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию
новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования».Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.
Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
· психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор детей;
· возрастает уровень использования наглядности на занятиях;
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя.
Использование современных информационных компьютерных технологий в улучшении образовательного процесса...
Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя
Использование информационно - коммуникационных технологий в деятельности музыкального руководителя...
Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».
В презентации представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....
Доклад на тему :"Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя."
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Земляничка» г.Лениногорск. Доклад на тему Использование ИКТв деятельности му...
Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей и родителей. «Театрализованная деятельность в разновозрастной группе детей с тяжелыми нарушениями в развитии». Музыкальная сказка «Теремок». Использование элементов театрализованной деятель
Театральная деятельность помогает в развитии творческих способностей у детей с ЗПР ....
«Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя в ДОО в условиях реализации ФГОС»
laquo;Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя в ДОО в условиях реализации ФГОС»Работая музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении, я столкнул...
использование икт в деятельности музыкального руководителя
использование икт для развития музыкальных способностей ребенка...