Подвижные игры для детей с нарушениями зрения
методическая разработка (старшая группа) по теме
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры для детей с нарушениями зрения
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д. (Маллаев Д.М., 1992).
В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники.
При выборе игр следует учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, зрительные нарушения.
При организации подвижной игры нельзя ставить детей к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры воспитатель контролирует поведение играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры.
В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности. С учетом этого классификация подвижных игр выглядит следующим образом:
1. Игры на профилактику нарушений осанки.
К ним относятся игры, связанные с большой подвижности лазанием, ползанием, выпрямлением,
2. Игры на профилактику плоскостопия: игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.
3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удержание мешочка на голове, его переносы.
4. Игры на развитие координации рук и ног: включают задания на одновременные, поочередные движения рук и ног.
5. Игры на развитие пространственной ориентировки:
— игры на ориентировку в микропространстве;
— игры на ориентировку в большом пространстве.
6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.
7. Игры на развитие бинокулярного зрения:
— при сходящемся косоглазии;
- при расходящемся косоглазии.
8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.
9. Игры для отдыха глаз.
10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости),
11. Игры на развитие слуховой ориентировки.
12. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.
Все игры предусматривают воспитание следующих качеств личности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, настойчивость, общение, социальная адаптация.
В играх детей широко используется специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет, оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза, размер зрительных ориентиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей детей; широко используются индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.
Каждая игра решает определенные задачи: развитие координации движений, ориентирование, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливость, скорость, умение согласовать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнение правил игры, воспитание воли, настойчивости. Каждая игра решает не одну задачу, а несколько и какая-то из них является главной, ведущей, она должна быть осознана педагогом и реализована в игре.
Педагоги должны так организовать игру, чтобы в ней смогли участвовать все дети, т.е. опять ставится вопрос о дифференцированном подходе при проведении подвижной игры. Наблюдения за играми выявили своеобразия подвижной игры у детей с нарушением зрения; дети боятся включаться в коллективные игры, их пугает большое количество участников, сдерживает боязнь столкновения в игре, боязнь разбить очки, большинство детей испытывает страх перед предстоящей быстротой передвижения. Во время игры дети не полностью используют свои двигательные возможности (например, в игре «Чье звено скорее соберется»). В этой игре указывается место сбора звена, как правило, дети стараются находиться поблизости своего ориентира, а в связи с этим дети недостаточно активно двигаются, снижается эмоциональный интерес к игре. Не выполняется и основная цель в игре — ориентировка в большом пространстве. При организации подвижных игр учитываются принципы их отбора:
1. В игре не должен повторяться тот вид движений, в которых только что упражнялись дети, т.к. в основном движении и игре решается одна и та же задача. Однообразные движения воздействуют на одни и те же группы мышц, и быстро утомляет организм ребенка.
2. Обязательно учитываются зрительные нарушения всех детей и в зависимости от этого планируются игры.
При проведении игр всегда особое значение имеют правила безопасности.
Организация игры: взрослый воспитывает умение детей строго выполнять правила, обеспечивающие безопасность.
Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии
1. Прокатывание мяча в ворота.
2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.
3. Прокатывание мяча вокруг кубов.
4. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).
5. Скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка).
6. Забрось мяч в ведерко, лунку (перпендикулярно).
7. Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) стихами.
8. Прокати мяч назад (индивидуально и коллективно).
9. Забрось мяч в корзину с расстояния.
10. Оттолкни мяч от себя.
11. Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).
12. Подкати мяч ногами (сидя на полу),
13. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
14. Футбол.
15. Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).
16. Докати мяч до флажка.
17. Сбей кеглю (прокатывая).
Направление взгляда вниз и вблизь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с направлением взгляда вниз и вблизь.
Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:
1. Бросание и ловля мяча (друг другу).
2. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками).
3. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.
4. Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).
5. Забрасывание мяча в кольцо.
6. Игра с мячом через сетку.
7. Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.
8. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).
9. Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).
10. Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).
11. Чей мяч выше подлетит.
12 Поймай шарик (на удочку).
13. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вдаль).
14. Кто дальше бросит мяч.
15. Бросание мяча через обруч.
16. Бадминтон.
17. Мяч — чижик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"
В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
"Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...
подвижные игры для детей с нарушениями зрения
1.Классификация подвижных игр.2.Использование специального оборудования.3.Игры с мячом при сходящемся и расходящемся косоглазии....
Подвижные игры для детей с нарушением зрения.
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффек...
Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения
Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения....
Подвижные игры для дошкольников с нарушением зрения
quot;Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...