Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"
консультация по теме

Азаркина Наталья Львовна

В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей с нарушением зрения.

      Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство развития сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д.

       В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники.

       При выборе игр следует учитывать возрастные особенности детей, зрительные нарушения и физическую подготовленность.

        Все подвижные игры предусматривают воспитание таких качеств личности ребенка с нарушением зрения, как смелость, активность, настойчивость, общительность, социальная адаптация.

        Особое внимание следует обращать на детей, имеющих вторичные нарушения (нарушения опорно-двигательного аппарата), осторожно привлекать их к таким играм, где требуются психофизические нагрузки, быстрая смена положения тела в пространстве и сложная двигательная координация. В таких случаях нагрузка  для ребенка дозируется индивидуально.

        Если ребенок не принимает участие в игре, то педагог может привлечь  его к судейству, к оказанию помощи, предлагая расставить инвентарь, собрать его, вести подсчет очков, следить за выполнением правил играющими.

        Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена. В момент объяснения игры детям лучше находиться в том положении, из которого игра начинается. Педагог стоит так, чтобы его хорошо видели и слышали дети.

        При организации подвижной игры нельзя делать расстановку детей лицом к солнцу или к окнам. Яркий свет «слепит» детей, их внимание рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде, удару в бубен и др.), о чем дети предупреждаются заранее. Во время игры воспитатель  внимательно следит за поведение играющих и соблюдением правил игры.

        В играх детей с амблиопией и косоглазием широко используется специальное оборудование: мячи, окрашенные в один из цветов: оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующих на сетчатку глаза; индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур, размер которых подбирается с учетом зрительных возможностей детей.

         В подвижных играх у детей с нарушением зрения не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться за руки во время движения.

          Для детей со сходящимся косоглазием используются игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль; с расходящимся косоглазием – игры с направлением взгляда вниз и вблизь.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии

  • Прокатывание мяча в ворота.
  • Прокатывание мяча вокруг кеглей.
  • Прокатывание мяча вокруг кубов.
  • Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).
  • «Скати мяч с возвышенности» (наклонная доска, горка).
  • «Забрось мяч в ведерко, лунку» (перпендикулярно).
  • Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) со стихами.
  • «Прокати мяч назад» (индивидуально и коллективно).
  • «Забрось мяч в корзину с расстояния».
  • «Оттолкни мяч от себя».
  • «Прокати мяч вокруг себя» (не сдвигаясь с места).
  • «Подкати мяч ногами» (сидя на полу).
  • «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
  • Футбол.
  • «Проведи мяч ногой» (дается определенное расстояние).
  • «Докати мяч до флажка».
  • «Сбей кеглю (прокатывая)».

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии

  • Бросание и ловля мяча (друг другу).
  • Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками).
  • Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.
  • Передача мяча над головой (в колонне, идя, стоя).
  • Забрасывание мяча в кольцо.
  • Игра с мячом через сетку.
  • Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.
  • «Закати мяч на горку» (доску или любой возвышенный предмет).
  • «Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).
  • Сбей кеглю или другую игрушку» (бросая).
  • «Чей мяч выше подлетит?»
  • «Поймай шарик» (на удочку).
  • «Кто первый принесет мяч?» (бросать можно и вверх и вдаль).
  • «Кто дальше бросит мяч?»
  • Бросание мяча через обруч.
  • Бадминтон.

         

 

Используемая литература:

 Л.С.Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию

 детей с нарушением зрения» Москва. Школьная Пресса. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические игры для детей с нарушениями зрения

Данная картотека логических игр создана с использованием различных книжных источников. Задачи сформулированы с учетом развития различных зрительных способностей. Данные игры можно использовать как с д...

Игры на асфальте (сезонные игры для детей с нарушением зрения)

В практике разработаны игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигател...

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения»....

Статья на тему: Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения

Статья на тему: Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения...

Консультация для родителей «Игры для детей с нарушением зрения в сенсорной комнате»

Уважаемые, родители! В данном пособии наши специалисты постарались максимально раскрыть тему использования оборудования в Сенсорных комнатах и работу с ним. ...