Подвижные игры для детей с нарушением зрения
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
"Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_na_progulke.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры для дошкольников с нарушением зрения
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Подвижная игра является упражнением, посредством которого, ребенок готовится к жизни. Это не заменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.
Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению подвижных игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в игровых задачах. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
Значение подвижных игр:
Совершенствование физических способностей ребенка;
Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
Укрепление нервной системы;
Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния детей;
Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива;
Воспитание и формирование личностных качеств.
Цель подвижных игр: всестороннее развитие детей.
Задачи подвижных игр: Образовательные;
Воспитательные;
Оздоровительные.
Образовательные задачи.
В игровой деятельности создаются благоприятные условия для:
1. Развития внимания, памяти, ориентации, раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка;
2. Расширение кругозора;
3. Закрепление полученных ЗУН;
4. Развитие связной и звуковой культуры речи;
5. Формирование ОБЖ.
Воспитательные задачи:
Воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость);
2. Нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь,
отзывчивость).
Оздоровительные задачи:
Усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций вовлечения всех мышечных групп в работу, усиление кровообращения.
Активизация работы легких, способствование насыщению организма ребенка кислородом, повышение общего жизненного тонуса.
Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Способствование развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей, использование разнообразных действий и движений в игре.
Активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан сположительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Отличие подвижных игр от спортивных игр
- Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.
- Для судейства игры не требуются категории судейства.
- Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).
- Не требуется специальной техники и тактики игры.
- Не требуется уровня специальной физической подготовки (СФП).
Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других. Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим и без водящего. Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например: игра между командами и имеют простые правила игры. Командные игры распадаются на два основных вида:
- игры с одновременным участием всех играющих;
- игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).
Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы: линейные, встречные, круговые.
Подвижные игры
«Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (педагог, мама) и ребёнок.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребёнок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идёт искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встаёт на неё и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок не найдет все фигуры.
Методические указания
· Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.
· «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».
· В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберёт больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.
«Найди мячик»
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребёнок.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребёнок отправляется на его поиски.
Методические указания
· Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика. Пока мячик прячут, ребёнок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребёнку уши.
· Игра проводится до четырёх раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.
· Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
«Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.
Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.
Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встаёт ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперёд-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».
Методические указания
· Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
· Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперёд или назад.
· Смена движений происходит по команде ведущего.
«Попади в мишень»
Цель: развитие слуховой памяти и меткости.
Игра проводится с группой из четырёх и более детей.
Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.
Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издаёт кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребёнок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздаётся звук, а ребёнок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребёнка к самой мишени и дать потрогать её. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберёт 5 баллов.
Методические указания
· Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).
· Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребёнка.
«Догони меня»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребёнок.
Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.
Инструкция. Взрослый берёт на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребёнка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.
Методические указания
· Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребёнка.
· Можно помогать ребёнку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.
«Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передаётся из рук в руки.
Методические указания
· Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребёнка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки. Незрячему ребёнку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).
· Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей с нарушениями зрения
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать...
Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"
В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....
подвижные игры для детей с нарушениями зрения
1.Классификация подвижных игр.2.Использование специального оборудования.3.Игры с мячом при сходящемся и расходящемся косоглазии....
Подвижные игры для детей с нарушением зрения.
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффек...
Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения
Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения....
Подвижные игры для дошкольников с нарушением зрения
quot;Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...