Подвижные игры для детей с нарушением зрения.
статья по физкультуре

Филиппова Жанна Викторовна

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podvizhnye_igry_s_detmi_ovz.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей с нарушением зрения.

                                                                               Филиппова Ж.В., инструктор по

                                                                               физической культуре

                                                                               МБДОУ г. Мценска «Детский сад №4»

                                                                    E-mail: filippowa.zhanna2012@yandex.ru

                                                                                Захарова В.В., учитель - дефектолог

                                                                                МБДОУ г. Мценска «Детский сад №4»

       

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является  игра. Именно в ней он наиболее полно мобилизует свои психофизические возможности, становится более самостоятельным, творчески активным.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания детей с нормой в развитии, а также детей с нарушением зрения.

Очень часто  педагоги стараются отстранить детей с нарушением зрения от совместных с их ровесниками подвижных и спортивных игр, мотивируя это тем, что они очень часто падают, плохо ориентируются в пространстве и окружающей среде, создают неудобства другим. А ведь дети с нарушением зрения любят играть совершенно так же, как и здоровые дети, только им нужно помочь овладеть игрой.

Специальных игр для детей с нарушением зрения немного, поэтому эти дети играют в те же игры, что и зрячие, только игры должны быть адаптированы к особенностям проблемного ребенка.

Итак, какие же игры нужны для детей с нарушением зрения, какие требования предъявляются к проведению подвижных игр и как выбрать игру для таких детей?

Педагог, прежде всего, должен четко поставить цель проведения игры, определить, какие задачи в ней решаются, прочувствовать разные игровые ситуации, овладеть активной игровой позицией, интересной детям.

Подбирать игры следует, руководствуясь принципами подбора физических упражнений. Большинство подвижных игр направлены на закрепление и совершенствование основных видов движений, умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Необходимо обращать внимание на следующие аспекты: соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям детей, их возрасту, условиям проведения игр, нет ли противопоказаний, интересна ли детям игра. Следует соблюдать преемственность в выборе игр между возрастными группами и учитывать их сложность.

Опыт педагога очень важен для формирования творческих способностей детей в каждой конкретной игре.

Педагогу следует:

- стимулировать творчество при разучивании подготовительных игровых упражнений;

- вносить новое содержание в игры;

- постоянно обогащать знания детей об окружающем мире, используя сохранные анализаторы, с целью развития их воображения;

- оказывать прямую и косвенную помощь;

- подбирать эмоционально насыщенные подвижные и народные игры, игры-эстафеты, спортивные игры, которые формируют интерес к игре, развивают творчество;

- использовать в играх новые варианты движения, обогащать их содержание оригинальными элементами.

Для подвижных игр необходимо определить игровое пространство (спортзал, площадка), предусмотреть его безопасность (установить ограничительные ориентиры, на площадке не должно быть пней, ям, кустарников), проверить состояние спортивного инвентаря, продумать меры страховки и самостраховки.

Для слабовидящих детей следует использовать яркие, красивые, цветные пособия и инвентарь, озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, погремушку, метроном).

С осторожностью нужно относиться к проведению динамичных эстафет, где одновременно выбегают и перемещаются в пространстве два и более игроков.

Детям с нарушением зрения можно предложить народные подвижные игры, так как они являются достоянием многих поколений, в них представлены национальные традиции и обычаи разных народов, образ жизни, понятия о чести, патриотизме, мужестве, много юмора, шуток, соревновательного задора. При организации народных игр обязательно нужно использовать считалки. Они позволяют объективно распределить роли и создают положительный эмоциональный фон.

Более сложную структуру имеют спортивные игры: «Попади в кольцо», «Проведи мяч», «Мяч через сетку» и др. Их рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста.

Проводить подвижные игры следует так, чтобы дети имели возможность играть самостоятельно, находя удовольствие и получая удовлетворение от выполнения все более усложняющихся правил и приемов.

В таблице представлена подборка игр, которые используются при планировании содержания работы с детьми с нарушением зрения. Они могут быть использованы в условиях детского сада, в самостоятельной деятельности детей, с родителями в домашних условиях, во дворе.

                                        Игры для развития внимания

«Кто летает»

Ход игры. Взрослый называет предмет, животное, птицу и одновременно поднимает руку вверх. Дети должны поднимать руку вверх, тогда, когда взрослый называет, что летает. Выигрывает тот, кто меньше ошибается.

Развивает внимание, любознательность мышления

«Одноножки»

Инвентарь: ленточка двух цветов.

Ход игры. Дети делятся на пары. У каждой пары на левом плече завязана ленточка одного цвета. Дети в парах становятся друг за другом. Кто стоит сзади кладет левую руку на плечо партнеру, а правой рукой обхватывает голеностопный сустав стоящего впереди. По команде «одноножки, вперед»- дети прыгают на одной ноге.

Развивает координацию движений разных частей тела, ориентировку в пространстве согласованность движений  партнером.

«Мушки»

Инвентарь: обручи по количеству детей.

Ход игры. Дети становятся в свой обруч. По команде «Полетели» - бегают по залу, обходя обручи. За это время воспитатель убирает один обруч. По команде «Прилетели» дети быстро бегут в обруч. Кто не успел выбывает из игры.

Развивает ориентировку в пространстве, быстроту реакции.

 

                                               Игры на развитие быстроты реакции

«Сетка»

Ход игры. Выбирают двух «рыбаков», остальные – рыбки. Рыбаки, взявшись за руки ловят рыбок, окружая их руками. Образуя сетку. Ловля продолжается до тех пор пока не остаются две непойманные рыбки, которые объявляются победителями.

Развивает быстроту реакции на движущийся объект, скорость перемещение, распределение внимания в движении, согласовывает совместные действия, стойкость вестибулярного аппарата, равновесия

«Льдинка»

Инвентарь: резиновые мячи средней величины.

Ход игры. Игроки становятся в круг, в центре - ведущий. Его задание выбить ногой льдинку (мяч) из круга, а игроков задержать и вернуть тому, кто водит. Игрок, возле которого проскользнула льдинка заменит ведущего.

Развивает умение с учётом расстояния и направления движения, координации движений в условиях нестойкой опоры, стойкость к вестибулярным раздражителям, внимание, быстроту реакции, точность движений.

«Падающий мяч»

Инвентарь: мячи

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Он бросает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Тот должен выйти из круга и поймать мяч; если он не поймал мяч, то выбывает из игры.

Развивать быстроту реакции, пространственную ориентировку, память, концентрацию внимания, закрепляет знания по социально-бытовой  ориентировке.

                            Игры на развитие координации движений

«Дракон»

Ход игры. Игроки становятся в линию, держаться за руки: 1-й – голова дракона, последний -  хвост дракона. Цель головы – поймать хвост. Как только «голова» поймает «хвост», всё тело рассыпается на пол для отдыха. Когда «голова» хлопает в ладоши – «дракон» воссоздаёт все части и игра продолжается с новым хвостом и головой.

Развивает фантазию и воображение, согласованность своих движений с движениями партнёра, психоэмоциональное, физическое расслабление во время отдыха.

«Гуси-гуси»

Инвентарь: обруч, мел

Ход игры. На одной стороне игровой площадки рисуют дом для гусей. Недалеко от него находится логово волка (обруч). На противоположной стороне игрового участка стоит пастух. Вся остальная территория – поляна. Два игрока выбираются на роли пастуха и волка. Остальные дети – гуси. Они перебегают через поляну, а волк пытается их поймать.

Развивает осанку , координацию движений, активизирует внимание, память.

                                                Игры на развитие равновесия.

 «Болото»

Инвентарь: коврики или куски картона (30х30)

Ход игры: Играют две команды. Каждая команда на две половины и размещается на противоположных сторонах игровой площадки. Между ними «болото». Первые два участника обеих команд получают по два коврика с помощью которых они должны перейти болото не замочив ног. Дойдя до берега коврики передают следующему.

 Развитие динамическое равновесие, ориентацию в пространстве, активизирует речь, точность движений.

«Путаница»

Ход игры: Игроки выбирают ведущего который закрывает глаза.

Остальные дети становятся в круг, берутся за руки. Не разжимая рук. Они пытаются как можно хитрее запутать. Когда все запутались, ведущий открывает глаза и распутывает участников.

Развитие равновесия, согласованность действий с партнером, пространственное представление, доверие друг к другу.

Таким образом, проводя подвижные игры с детьми с нарушением зрения, мы повышаем их двигательную активность, раскрываем резервные возможности, развиваем самостоятельность, способствуем гармонизации физического и психического здоровья детей. А так же повышаем уровень качества жизни детей с депривацией зрения и формируем адаптационные способности к жизнедеятельности в социуме.

Литература:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.  Вопросы психологии. 1966.№6

2. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966

3. Пасечник Л. И. Адаптивная физическая культура. Дети с нарушением зрения. Здоровье дошкольника №5, №6 2008.

4. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для слабовидящих детей). Москва «Город» 1999.

5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушение зрения. Москва «Город» 1998.

6. Электронные образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей с нарушениями зрения

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огром­ное значение  в развитии  сохранных функ­ций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать...

Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"

В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

"Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...

подвижные игры для детей с нарушениями зрения

1.Классификация подвижных игр.2.Использование специального оборудования.3.Игры с мячом при сходящемся и расходящемся косоглазии....

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения

Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения....

Подвижные игры для дошкольников с нарушением зрения

quot;Никогда не​ делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...