Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.
статья по теме
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Нам, воспитателям, надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.
Игра – самостоятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место. Можно влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается речь ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед играющим ребенком дидактические цели, связанные с освоением форм и функции речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_uprazhneniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения
для развития речи у детей среднего возраста.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Нам, воспитателям, надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.
Игра – самостоятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место. Можно влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается речь ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед играющим ребенком дидактические цели, связанные с освоением форм и функции речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.
Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние, существуют и дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы.
Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказать о животном, об игрушке, по картине (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом)
Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.
Возрастные особенности становления звуковой стороны слова.
Принципы работы с детьми среднего возраста.
В этот период происходит становление монологичной речи. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения. Он уже в состоянии рассказывать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то что было воспринято и рассказано раньше. Вместе с тем, в речи ребенка сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто использует указательные местоимения «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом формировании высказывания.
Воспитание звуковой культуры речи детей пятого года жизни, ученые отмечают некоторые противоречия: с одной стороны особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносимых умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких.
Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове.
Очень показательным является задание на осознание своего звукопроизношения. Детей спрашиваем: «Ты говоришь правильно? Все звуки выговариваешь? Какие звуки у тебя не получаются?». Не все дети вначале учебного года из тех, кто не имеет достатка произношения, осознают, что они не все звуки выговаривают чисто, и понимают как они говорят. Лишь небольшая часть детей может сказать: «Нет, не все выговаривают звук «р»».
При правильной систематической работе к концу года уровень звуковой культуры значительно повышается, многие дети уже вполне сознательно отвечают («Не очень все правильно говорю, у меня не получается «ш», «р»).
Примеры игры
Игра «Громко – шепотом», «Быстро – медленно»
Взрослый говорит фразу: «Са-са-са – прилетела к нам оса». Дети проговаривают с разной силой звука: громко – тихо – шепотом.
- Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Формирование грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи это работа над морфологией (изменение слова по родам, числам и падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Формирование грамматического строя речи у детей пятого года жизни происходит на основе расширения круга грамматических явлений, подлежащих усвоению и без наглядного материала.
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных; правильному согласованию существительных и прилагательных; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде.
В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования слов разных частей речи. Детей учим соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти знания в единственном и множественном числе.
Кроме того детей знакомим с происхождением некоторых слов (почему у грибов такие названия: подберезовик, подосиновик, лисичка? Почему этот цветок назвали подснежник?).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам (лезла-залезла-вылезла, прыгнула-подпрыгнула-перепрыгнула).
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Детям предлагаем составлять с глаголами словосочетания и предложения. Для этого проводим специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны» и т.д).
В средней группе можно вводить «ситуацию письменной речи»: взрослый записывает то, что ребенок диктует. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. Особую роль при этом играет правильное построение разных типов предложения.
Игра «Кто у кого»
Ребенок рассматривает рисунки, на которых изображены животные с детенышами. (Ребенок называет животных и детенышей – усложнение: подбираем определение к названным животным – какая? Какой?
Упражнение «Лесник»
Проводим для обучения образования однокоренных слов. В ситуации рассматривания картинок учим подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. ( Что на картинке вы видите? (лес). Кто следит за порядком в лесу? (лесник). Дом стоит в лесу значит он какой? (лесной). К домику ведет тропинка, это какая? (лесная) А еще какая? (узкая или широкая). А деревья в лесу какие? (высокие, низкие, широкие, узкие) А вот речка, она какая?....)
Игра «Загадки»
Дети отгадывают загадку с последующим объяснением как они догадались.
Игра «Какие бывают иголки»
Эта игра дает детям представление о многозначном слове «игла», упражняются в подборе однокоренных слов, учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
Какие бывают иглы? (швейные, сосновые, еловые и медицинские). Чем похожи все иглы? (тонкие, колючие, острые). Какой иглой мы шьем? (швейной). Что делают швейной иглой? Закончи предложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он….» Лиса потрогала ежа и ….» «Иглы на елке еловые, а на сосне …». « Отвечай поскорей какие из них длинней…».
Словарная работа
Особое внимание в словарной работе с детьми пятого года жизни уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняются обобщенные понятия (игрушки, мебель, овощи, посуда). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету и величине, подбирают не только действия к предмету, но и предметов к тому или иному действию (поливать можно… цветы, гладить можно… платье, брюки).
Дети учатся различать и подбирать слова близкие противоположные по смыслу (дети, ребята, мальчики, девочки).
Знакомятся с многообразием слов (лапка, ручка), при этом необходимо использовать наглядность.
От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и наконец они могут выполнить задание на составление рассказов с многозначными словами.
Упражнение «Кто больше слов скажет»
Цель: назвать качество, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Упражнение «Кто заблудился»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. (Картинка – зайчик. Как его можно назвать ласково? Заяц плачет почему? Скажи какой сейчас зайчик? Закончи предложение: Если зайчик потерялся мы…. Если зайчик уколол лапку мы…. )
Упражнение «Как сказать по-другому»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. (Скажи по-другому «часы идут». «Мальчик идет». «Снег идет». «Поезд идет». «Весна идет». «Пароход идет»).
Развитие связной речи
Это развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь – это первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмана высказываниями. Для нее характерны такие формы как вопрос, ответ, добавление, пояснение, возражение и т.д.
Монологическая речь – это развернутый вид речи. Она в большей степени, чем диалогическая речь, произвольна: говорящему требуется выразить некоторое содержание. Для этого он должен выбрать адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.
У детей пятого года жизни развитие связной речи продолжается во взаимосвязи с другими речевыми задачами: воспитание звуковой культуры речи, словарной работы, формированием грамматического строя речи.
Для этого мы используем пересказ небольших сказок и рассказов, как знакомых, так и впервые прочитанные.
Учим детей составлять небольшие рассказы по картинке, и подводим к составлению рассказов из личного опыта. (Один ребенок рассказывает начало истории, другой – продолжает развивать сюжет, а третий – заканчивает изложение. В это время взрослый помогает детям рассказывать при переходе от одного сюжета к другому, предлагая слова-связки (и вот тогда, вдруг, в это время). Такие приемы закрепляют у детей о представлении и структуре связного рассказа и развивают у них умение выстроить сюжет).
Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым и наконец самостоятельно.
Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме.
В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания – описанию и повествованию и некоторым компонентам рассуждения (например, мне нравится зима, потому что…). Но чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста «Дары Осени»
Познавательно-речевое занятие "Дары Осени" для детей среднего возраста по расширению и уточнению знаний о фруктах....
Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...
Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста " Домашние животные бабушки Федоры"
• Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста " Домашние животные бабушки Федоры"...
Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...
Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего возраста «Моя Семья»
- Помочь детям понять родственные отношения в семье.- Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает;- Развивать мелкую моторику;- Воспитывать интерес и уважительное отношен...