«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА № 9»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
Воспитатель: Боярчук Лариса Анатольевна
Г. Славянск-на-Кубани
Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов. Русский лингвист В. Пропп обнаружил, что при всем многообразии волшебных сказок все они обладают единой структурой, ограниченным количеством персонажей коварный злодей, несчастная красавица и благородный спаситель. Так что предсказать развитие событий в любой сказке не представляет ни малейшего труда. Универсальность волшебных сказок объясняется тем, что они являются продуктом коллективного воображения человечества, который тщательно оберегается и передается из поколения в поколение.
Сказки не просто рассказывают занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. Вместе со сказками, рассказанными на ночь или прочитанными при ярком солнечном свете, родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения, принятые в данной культуре. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь сына или дочки. Установками, полученными в сказочной форме из уст любимых родителей, бабушек или нянюшек, практически невозможно противостоять. Да у маленького ребенка и не возникает подобного желания!
Надо сказать, что наши предки к волшебным историям относились со всей серьезностью: вплоть до 18 века сказки принято было рассказывать не только детям, но и взрослым. Похоже, что сегодня эта традиция возвращается… в виде новаторской психотерапевтической практики, именуемой сказкотерапией. Использование сказок в решении личных проблем – направление новое, но, как показывает опыт, крайне перспективное и интересное. Сказка изначально обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней неизменно находится выход из проблемной ситуации. В процессе становления личности ребенок постоянно встречается с трудными ситуациями, иногда приобретающими крайне выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации, поэтому все более остро встает вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям, поэтому вопрос помощи тем из них кто не способен к самостоятельному преодолению психологических последствий кризисных событий, является в настоящее время крайне актуальным.
Основой стрессовой устойчивости личности в неблагоприятных социальных условиях является внутренний психологический комфорт: ощущение благополучия, внутренняя уравновешенность, так называемая устойчивость Я. Адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую приспособленность к неблагоприятным социальным условиям, а неадекватная адаптация, наоборот, может выражаться в невротических конфликтах, асоциальном поведении, плохой социальной приспособляемости, повышенной эмоциональной уязвимости.
В основе процесса адаптации в социальной среде лежат два противоположно направленных процесса: изменение личности среды в сторону увеличения соответствия последней своим потребностям, с одной стороны, и изменения личности, которые соответствуют требованиям среды, с другой.
Для развития и социализации гармоничной личности наиболее важная информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность: становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия в этом возрасте оказывает речь. Дети активно используют названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Именно на этом этапе работа по специальной организации процесса восприятия у детей особенно важна. Знания вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия – игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапеквт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. ЕЕ можно описать только языком Сказки.
У каждого сказкотерапевта свой талант. Одни пользуются сказками, мифами, притчами, пересказанными, придуманными другими. И недостатках в «инструментах» психологической и педагогической работы у них просто не бывает.
Сказку нередко гонят от себя, но, отогнав, создают сказочные истории. Примерами «новых сказок» являются современные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы.
Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторяются в жизни отдельного человека, а также этнических и социальных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...
Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...
Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: Показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс по сказкотерапии. Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...