Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. | 274.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Подготовила: учитель-дефектолог
Малиновская Е.В.
Ярославль
2019
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников через сказку.
Задачи:
• Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков.
• Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.
• Создание благоприятного психологического климата в группе педагогов.
• Выявление умения взаимодействовать, находить правильное решение в ответ на поставленную задачу.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является эффективным и проверенным методом работы с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Наиболее популярна сказкотерапия в психокоррекции, но и в работе педагога дошкольного образования элементы данного метода можно применять очень широко.
В психокоррекции выделяется несколько видов сказок
(Классификация Зинкевич-Евстигнеевой)
- Дидактические сказки - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет которых прост и незамысловат и тренирует один-единственный навык.
- Психологическая - это любая авторская история, содержащая вымысел. Сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде.
- Психотерапевтическая – цель - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.
- Психокоррекционные сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. (например сказка про крошку Енота)
- Медитативные активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является то, что в них отсутствует отрицательные герои и конфликтные ситуации.
Выделяется и еще один вид сказок - Художественные сказки. Они делятся на народные и авторские.
Для работы с дошкольниками наиболее подходит именно этот вид сказок.
Художественные сказки способствуют не только воспитанию нравственных и эстетических чувств ребенка, но и развитию высших психических функций и речи. Этот вид сказок наиболее близок и знаком дошкольникам.
Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
Сказки подразделяются на три вида:
- Волшебные. Главные герои: люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев. Например: Морозко, Жар-птица, Сказки про Ивана-царевича, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Сивко-бурко, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди, Красная шапочка, Золушка , Двенадцать месяцев, Марья Искустница, Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, Мальчик с пальчик
- Бытовые. Главные герои: люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости . Например - Каша из топора, как поп работника нанимал, Два Ивана – солдатских сына, Как мужик гусей делил, Болтливая старуха, Дочь семилетка, Репка, Мужик и медведь, Курочка ряба.
- О животных. Главные герои: животные, если участвует человек, то он противопоставлен животным . Например - Лиса и заяц, Лиса и журавль, Зимовье, Кот дрозд и петушок золотой гребешок, Колосок, Волк и семеро козлят, Теремок, рукавичка,
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Приемы работы со сказкой
Чтение сказки и ее анализ
Рассказ о сказочных героях
Рассказывание сказок (по кругу, от лица героев)
Проигрывание эпизодов сказки - драматизация
Постановка сказок с помощью кукол или магнитных игр
Включение сказочного персонажа в занятие или событие
Изменение конца сказки
Создание собственной сказки
Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Работа со сказкой легко включается в любую образовательную деятельность. Все ваши занятия могут служить закреплением проходимой сказки, главные герои и известные персонажи легко включаются в любую деятельность (В занятия по формированию знаний об окружающем мире, лепке, рисованию, аппликации, математике и развитию речи, экспрериментированию). Подвижные игры так же можно организовывать по сюжетам сказок.
Кроме того я хотела бы вам рассказать о нескольких интересных приемах работы со сказкой основанный на методе ТРИЗ:
- Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание...”. Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
- Спасательные ситуации в сказках.
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.
- Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.Старая сказка – "Крошечка - Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”. Дюймовочка родилась из иголки кактуса – злая и некрасивая. Сама убежала из дома и заставляла всех на себе жениться.
- Сказки от "живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Пример: черная клякса (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
В процессе работы вы увидите, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания.
Вообще использовать сказку в своих занятиях всегда интересно, тут главное - ваша фантазия. Творческих вам успехов. Спасибо за внимание.
Практикум. Работа с педагогами.
1. Сказка «» Гуси-лебеди» - новая ситуация на пути девочки встречается серый волк.
2. Сказка, по-новому «Колобок-обжора»
3. Сказка от клякс
4. Сказка от клякс
5. Коллаж из сказок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...
Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...
Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: Показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс по сказкотерапии. Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...