Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
статья на тему
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая - побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_kollektiv.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая - побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Детский коллектив"
описывается понятие детского коллектива...
Интеграция в детский коллектив ребенка с проблемами коммуникации и социализации
Статья об опыте работы с группой детей, в состав которой входили дети с проявлениями аутичными проявлениями различной степени. Содержание статьи состоит из обобщения информации различных источников и ...
Мастер-класс «Вовлечение ребёнка с ОВЗ в детский коллектив».
Когда-то мы все называли людей с ограниченными возможностями здоровья инвалиды. А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? - Слово «инвалид» произошло от латинского «in»...
Игры, помогающие в преодолении застенчивости и облегчения ввода застенчивых детей в детский коллектив
Картотека игр...
Методическая разработка по наблюдению интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив в условиях инклюзивной образовательной среды ДОУ
Карта наблюдения в помощь специалистам, работающим в условиях иклюзии, для фиксирования коммуникации детей....
Картотека игр «Как сплотить детский коллектив в детском саду?»
В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взгл...
Консультация для педагогов "Как сплотить детский коллектив в детском саду".
В детском саду развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателей, под их руководством. Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от ...