Мастер-класс «Вовлечение ребёнка с ОВЗ в детский коллектив».
материал на тему

Чухрай Мария Константиновна

Когда-то мы все называли людей с ограниченными возможностями здоровья  инвалиды. А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? - Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не и слова «valido» - ценный. То есть «не имеющий ценности». И отношение к инвалидам было такое же «не ценное».Но в последние годы  наш президент стал уделять больше внимания людям с ограниченными возможностями. В нашей стране активно стало развиваться параолимпийское движение. Российские параолимпийцы подарили надежду тысячам людей с ограниченными возможностями. Произошли серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. Основной целью этого движения стало -  привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями и к трудности интеграции их в общество. Обычно такие люди стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, неуверенностью в своих силах. Наша задача – помочь преодолеть им все эти трудности и стать полноценными членами нашего общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вовлечение ребёнка с ОВЗ в детский  коллектив».

- Доброе утро, уважаемые коллеги! Очень рада вас видеть.

- Свой мастер-класс  я бы хотела начать с прослушивания одного великолепного музыкального произведения. (Людвиг Ван Бетховена «К Элизе»).

- Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка?

- А кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен) 

-Вспомните, пожалуйста, какая особенность была у этого композитора? (Он был глухим)

- А теперь окунемся в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова.

-  Что отличает Соню от других поэтов?

- У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма. 

- А теперь взгляните, пожалуйста, на следующие слайды.  Кто автор этих картин?

- Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук. (СЛ. 7, 8)

- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)

- Когда-то мы все называли людей с ограниченными возможностями здоровья  инвалиды. А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? - Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не и слова «valido» - ценный. То есть «не имеющий ценности». И отношение к инвалидам было такое же «не ценное».

Но в последние годы  наш президент стал уделять больше внимания людям с ограниченными возможностями. В нашей стране активно стало развиваться параолимпийское движение. Российские параолимпийцы подарили надежду тысячам людей с ограниченными возможностями. Произошли серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. Основной целью этого движения стало -  привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями и к трудности интеграции их в общество. Обычно такие люди стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, неуверенностью в своих силах. Наша задача – помочь преодолеть им все эти трудности и стать полноценными членами нашего общества.

Работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации  особых детей.

Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им посещать обычный детский сад, обучаться в общеобразовательной школе, и они смогут свободно общаться со своими ровесниками.

Такой ребенок рано или поздно может появиться в любом учреждении.  Чтобы каждый участник педагогического процесса смог принят особого ребенка,  в нашем учреждении и успешно адаптировать его, чтобы ему было комфортно и хорошо, чтобы он не чувствовал себя каким-то особенным, не таким как все, ему необходимо оказать своевременную помощь. И помощь должна исходить от нас от всех: от детей, родителей и педагогов. Для этого в учреждении должны быть подобраны игры и упражнения, задания и игровые приемы, которые будут способствовать полноценной инклюзии такого ребенка в детский коллектив. Я подобрала  игры, которые, на мой взгляд, будут способствовать успешной адаптации и социализации ребенка с ОВЗ, безболезненному введению его в наш коллектив. Ведь именно игровая деятельность предоставляет самые большие возможности для развития. Игра  это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в деятельность, метод стимулирования их активности, взаимодействия друг с другом.

Меня волновал один вопрос: «Как объяснить детям, что есть другие, особенные дети, которые чего-то не могут?» Я проводила с детьми такие игры и упражнения,  которые погружали их в ситуацию «БЕСПОМОЩНОСТИ».

Вот, например, простое упражнение «Закрой глаза и…». Вы уже знаете, что конфета сладкая, лимон кислый, в своем воображении мы можем воспроизвести любой вкус, запах, какие-то ощущения. А теперь закройте глаза и….. «Представь как пахнет лунный свет, роса в лесу? Что вы ощущаете, когда дотрагиваетесь до радуги? А до счастья? А можете ли вы услышать, как разговаривает облако? Может быть оно поет, смеётся или вздыхает? Откройте глаза.

- Так и некоторые дети, в силу своих особенностей,  не могут представить, ощутить или почувствовать что-то.

А теперь давайте вспомним свое детство.

- Скажите, пожалуйста, кого в детстве не дразнили? Какие клички вы можете припомнить из своего детства? (Очкарик, толстушка, ботаник)

- Какие чувства испытывает человек, которого обзывают? Нам было неприятно. Вряд ли мы сможем гарантировать то,  что дети не будут обзывать и особенного ребенка.

С детьми средней и младшей группы можно использовать такие игры.

Игра «Рифмующиеся имена» направлена на осознание детьми собственного эмоционального состояния. Я буду рифмовать ваши имена с другими словами, а вы будете говорить, какое прозвище вам нравится, какое приятное, ласковое, а какое грубое и противное.  

Оксанка – обезьянка, Оксана – косички как у круассана, Оксана громче барабана; Танюшка – хрюшка, Татьянка – оборванка, Татьяна – рот как у варана; Леночка – пеночка, Ленуська – лапатуська, Ленок - шнурок

Если дети осознают, что им не нравятся грубые и противные дразнилки, они уже не будут дразнить другого ребенка.

Например игра «Поводыри» проводится для детей старшего возраста. (сначала просим справится одному, с завязанными глазами)

Цель: развивать внимание друг к другу, развитие чувства безопасности и ответственности за другого человека.

Сегодня я предлагаю вам оказаться на заколдованной планете. Путешествовать по ней можно только в паре с товарищем. У одного из путешественников будут завязаны глаза, а второй должен провести его через препятствия. (ЛУЖА, СТУПЕНЬКА, ЯМКА).  После прохождения маршрута, участники меняются ролями. После игры обсудить, что чувствовали дети.

Игра «Сиамские близнецы» учит взаимопомощи, способности к установлению взаимодействия и внимания друг к другу. (сначала просим справится одному, с завязанной рукой)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

 «Рука в руке» проводится на сплочение детского коллектива.

- дойти до стола плечом к плечу, голова к голове, спина к спине (для взрослых с усложнением – держать мяч)

Упражнение «Нарисуй»

Цель: получение развитие невербального самовыражения, установление коммуникативно-двигательного и телесного контакта.

        Все участники тренинга становятся спиной друг за другом. По очереди они «рисуют» пальцами на спине у впереди стоящего человека любой рисунок или букву. А тот соответственно должен отгадать его. Упражнение выполняется до тех пор, пока все члены группы примут в нем участие. 

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств и положительного подкрепления случаев желаемого поведения. Ребенок сделал что-нибудь хорошее, или у него наконец-то что-то получилось, а я говорю и жестами показываю: «Машу нашу я люблю, - воздушный поцелуй ей подарю (и посылаю ей поцелуй)!». Это упражнение учит детей внимательно относится к эмоциональным состояниям других детей.

Игра «Разговор с другом» проводится для детей подготовительной группы - без слов с помощью жестов, мимики  передать информацию (помоги мне нарисовать домик, я потерял свою игрушку, а Ваня сегодня придет?

Таким образов,  используя в своей работе данные игры  -  педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим; формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях; воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует социальную компетентность.

Целенаправленное, систематическое использование приема  формирует правильное отношение к детям с ОВЗ, Сущность игр заключается не столько в результате, сколько в самом процессе переживаний, который связан с игровыми действиями. Ребята с легкостью найдут общий язык не смотря на разные возможности; будут стараться работать сплоченно, помогая друг другу в различных ситуациях; так же смогут понять, что каждый человек интересен не только как индивидуальная личность, но и как член группы.

Таким образом, наш детский сад делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Чем занять ребёнка дома"

МАСТЕР - КЛАСС НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: «ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА»...

Мастер класс "Мама и ребёнок в детском саду "

В ясельной группе в период адаптации было проведен Мастер класс, где приняли участие мамы с детьми. Цель: Формирование у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми м...

Мастер-класс «Умственное развитие ребёнка посредством игры»

Цель: рассказать и наглядно показать педагогам значение игры в развитии умственных способностей детей...

Мастер класс "Игра с ребёнком как..."

Игра сегодня – это право ребёнка. В каком смысле? Игра – это самый естественный способ развиваться.В текущих условиях и тенденциях современного мира, когда дети сталкиваются и погружаются ...

ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС" ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА"

Научить приёмам совместной деятельности,вовлекая в работу членов семьи....