Консультация для родителей: "Артикуляционная гимнастка, как основа правильного произношения звуков"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения звуков».
Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься логопед. Многие родители думают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребенка, но это не так. Сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребенка логопед. Проверив, какие звуки не прозносит ваш ребенок, логопед подберет комплекс упражнений именно для этого нарушения
Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за 1 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений, к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение не очень хорошо, для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом: взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно,- это может привести
к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (Видишь, язык уже научился быть широким), подбодрить (ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около одного месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не
совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна,
мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте
большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Для того чтобы ваша гимнастика не была скучной, на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.
Комплексы артикуляционной гимнастики:
- «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.
- «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
- «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15с.
- «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15с.
- «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 с.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8-10 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....
Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Применение игровой терапии при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми....
«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»...
«Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения звуков»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость....
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....