Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей на тему:
«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов артикуляционного аппарата. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различные. При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми раннего и младшего дошкольного возраста упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
Упражнения для детей раннего и младшего дошкольного возраста могут быть такими:
Упражнения для языка – «Открываем и закрываем дверцу в домике у язычка», «Поцелуем мамочку», «Заборчик», «Наказать язычок», «Лопаточка».
Упражнения для губ – «Хоботок», «Бублик», «Удержи трубочку», «Лопающиеся пузырьки».
Выполняя упражнения, следим за качеством выполнения, а не за количеством. Дозировка строго индивидуальна для каждого ребенка.
Если у ребенка движения точные, устойчивые (то есть, когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго, плавные (то есть, без подергиваний, дрожания, напряжения в органах артикуляции, то каждое упражнение выполняем 3 раза.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед новым движением, что позволяет взрослым проконтролировать качество движения, а ребенку – ощутить, осознать и запомнить свои действия. Из выполняемых упражнений новыми могут быть одно – два, остальные остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал.
Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания. Для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков у детей младшего дошкольного возраста можно проводить упражнения, которые соответствуют закономерности усвоения звуков детьми. Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам. Так первыми появляются гласные и простые согласные. На основе звуков Т, Т` идет формирование свистящих звуков, на основе свистящих, усваиваются шипящие звуки, далее сонорные звуки. В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Работа начинается с отработки гласных и простых согласных. Гласные отрабатываем не как-нибудь, а очень четко, даже несколько утрируя. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие и диафрагма и правильное дыхание.
• А – а!
Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А – а….!
Поем и я, и ты,
Упражнения просты:
А – а….!
У – у! – сказала, ежась, Зина.
Ну, зимой и холодина!
У – у!
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «у – у – у!»
• О – о – о!
Округли красиво губы,
Разомкни немного зубы:
О – о – о!
Язык поглубже убери,
Вздохни еще раз и тяни:
О – о – о!
Вот гогочут громко гуси
В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!
У козы круты рога.
Га – га – га, га – га – га!
Сено все сгребли в стога.
Га – га – га, га – га – га!
Вязнет в сене нога.
Га – га – га, га – га – га!
• «И – го – го!» - заржали пони,
Им в конюшне вторят кони:
«И – го – го, и – го – го!
Мы несемся: о – го – го!»
«Муууу, молока кому?»
«Ко – ко – ко, не ходите далеко!»
Упражнение «Мотор» поможет укрепить мышцы языка, а это очень важно для правильного произнесения звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р»!
• Мотор натужно тарахтит,
Чадит, чихает и пыхтит:
«Ты - ды, ты - ды, ты - ды, ты - ды»
Налейте в кружечку воды!
Так - так, так - так, так - так…
Кто за водой ходить мастак?»
Залили мы в мотор воды,
И он запел: «ды - ды, ды - ды,
Да - да, да - да, да - да, да - да!
Как кстати мне нужна вода!
Тук - тук, тук - тук, тук - тук, тук - тук,
Я знаю, кто мой лучший друг!».
Предлагаемые упражнения для речевого аппарата помогут в его укреплении. Проводить эти упражнения желательно с самого раннего возраста, как в профилактических целях, для предупреждения неправильного произношения, так и для коррекции уже имеющихся нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....
Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...
Консультация для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
Консультация для воспитателей:«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»...
Статья "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков"
Материал будет полезен родителям и педагогам ДОУ...
Консультация на тему " Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"
Консультация на тему " Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"...
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....