«Конспект занятия «На солнечной полянке» Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых;».
план-конспект урока (старшая группа)
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;
- расширить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- совершенствовать глагольный словарь, навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными и числительными;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_soln_polyanke.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «На солнечной полянке»
Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых;
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;
- расширить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- совершенствовать глагольный словарь, навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными и числительными;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: большой мяч, карточки с разными цветами (красный, жёлтый и др.), цифры (от 2 до 5), обруч, макеты цветов, аудиокассета с песней «Колыбельная», презентация « Насекомые» к конспекту.
Ход занятия:
Коммуникативная игра «Поздороваемся!».
Логопед: Добрый день ! Давайте поздороваемся друг с другом. Дети берутся за руки и пропевают слово «Добрый день!»: первое слово высоким голосом, а второе низким.
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.
Весна приходит за зимой, тепло приносит нам с тобой.
Вон – уж пчёл рой шумит и летит пёстрых бабочек отряд!
Весной всё ярче светит солнышко. Рады яркому солнышку все: и люди, и птицы, и животные, насекомые. Как приятно сейчас оказаться на солнечной лесной полянке. Послушайте голос леса (слайд № 1 презентации « Насекомые» ).
Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?
Разминка.
Логопед: Итак, в путь!
Солнечным погожим днём. Ходьба на носках (не топчем цветочки).
Мы на полянку все идем.
Через кустики и кочки, Ходьба с высоким подниманием коленей.
Через ветки и пенёчки.
Кто за мною так шагал – Ходьба на носках, затем на пятках.
Не споткнулся, не упал.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке Подскоки на правой ноге.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. Подскоки на левой ноге.
По тропинке побежим, Лёгкий бег.
До полянки добежим.
Отдохнуть пора, дружок. Садятся.
Мы присядем на пенёк.
Логопед: Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться. Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!» Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.
Теперь трава вокруг нас как высокие деревья, песчинки как большие камни, а люди – просто великаны! Ребята, какие насекомые могут жить на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы…). Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара) (слайды № 2-6 презентации « Насекомые» ).
А теперь разделимся на 2 команды. Первая будет доказывать, чем полезны насекомые (слайды №7-10) , а вторая будет доказывать ,чем насекомые вредны (слайды № 11-13 презентации « Насекомые»).
1 команда: Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.
2 команда: Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе! (слайды № 14-15 презентации).
Давайте понаблюдаем за насекомыми и изобразим их (слайды № 16-19 презентации).
Артикуляционная гимнастика.
- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
- «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
Дыхательная гимнастика (слайды № 20-21 презентации)
- «Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе длительно произнести «з-з-з-з-з-З-З-З».
Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.
- «Жук». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами.)
Логопед: Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. Я сейчас предлагаю рассказать историю про божью коровку и потренировать пальчики (слайд № 22 презентации)
Божья коровушка, Полети на облачко.
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, В поле пшеница.
Сложить ладони накрест и ритмично взмахивать ими.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название.
Воспитатель: Игра «Комары и жуки».
Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. Смена звуковых сигналов повторяется 5-6 раз.
3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.
Воспитатель: Не забудем, что мы на солнечной полянке. И сейчас покажем, как насекомые летают около нас над полянкой.
Игра «Насекомые над полянкой».
- Жу-жу-жу, -жужжит пчела: Дети поднимают руки в стороны и ритмично
- Я лечу издалека. ими машут, как крылышками.
- Зу-зу-зу, - комар пищит. Ритмично «выбрасывают» указательные
пальцы вперёд.
- Уф-уф-уф, - как паровоз Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит, пыльцу повёз.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».
4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.
Логопед: Молодцы! Насекомых изобразили. А хорошо ли вы их знаете?
Упражнение «Продолжи предложение» или «Кто как передвигается?».
Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их.
Гусеница ползает, а кузнечик... (прыгает). Паук ползает, а стрекоза... (летает).
Бабочка летает, а улитка…(ползает). Жук ползает, а таракан… (ползает). Муравей ползает, а бабочка…(порхает). Комар летает, а червяк… (ползает). Улитка ползает, а сверчок…(прыгает). Бабочка порхает, а муха… (летает).
Шмель летает, а муравей…(ползает). Кузнечик прыгает, а оса... (летает).
Божья коровка летает, а клоп... (ползает). Таракан ползает, а пчела... (летает).
Игра «Маленький и большой» (с мячом).
У логопеда большой мячик. Кому из детей бросает мяч – тот называет по просьбе педагога ласково маленькое насекомое или преувеличенно большое (великана) насекомое.
Жук – жучок – жучище. Паук – паучок – паучище. Червяк – червячок – червячище. Комар – комарик – комарище. Клоп – клопик – клопище. Муравей – муравьишка – муравьище.
Таракан – тараканчик – тараканище. Шмель – шмелик – шмелище.
Игра «Сколько насекомых на цветке».
У каждого ребёнка – предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребёнок должен составить предложение: «На цветке 5 зелёных кузнечиков». И т.д.
6. ПОДВИЖНая ИГРа, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.
Воспитатель:
Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела).
Прилетела к нам пчела, мёд принесла
Захотела вместе с нами полетать, подружиться, поиграть:
п/и «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют) (слайды № 23-24 презентации)
.
Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.
Слова воспитателя: Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками,
приседая на корточки)
Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-
медведь и направляется к дуплу)
Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок: Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
Дети произносят звук «ж-ж-ж». Игра повторяется 3-4 раза.
7. РЕЛАКСАЦИЯ.
Релаксация «Сон на воздухе».
Логопед: Весенний день. Прохлада.
Слышен комариный звон.
Малышам здесь будет в радость
Крепкий и здоровый сон.
Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляются (под звучание «Колыбельной») (слайд № 25 презентации).
Хорошо нам отдыхать
Но уже пора вставать.
Итог. Оценка работы детей.
Логопед: Вот наша прогулка закончилась. Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? Что узнали? Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось? (дети отвечают). Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».
- Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, ловкими, старательными. Мы подружились насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.
На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.
В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"
Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А. «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...
«Наблюдение за жуком» Цель: продолжать обогащать знания детей о насекомых, выделять их признаки, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида жука.
Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение ко всему живому....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского»....
Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05 Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы. Итоговое мероприятие: Развле
Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении...
Нод: ФЭМП Цель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного) Задачи: Образовательные :
Нод: ФЭМПЦель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного)Задачи:Образовательные :Развивать умение различать и называть основные цвета: красный, синий.Разв...
НОД по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.
НОД по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весна пришла»Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Задачи:Образователь...
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...