Развитие речи с точки зрения гендерной идентичности.
занимательные факты по теме
Представлена специфика развития речи мальчиков и девочек. Материал составлен Мищенко А.Н., учителем-логопедом Челябинской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_s_uchetom_gendernoy_identichnosti.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи с учетом гендерной идентичности
Проблема формирования гендерной идентичности современных детей является одной наиболее актуальной, получивших достаточно широкое освещение в научной литературе.
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.
Гендерные особенности дошкольников
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы хотим этого или нет постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин пространственные и математи-ческие. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины дружелюбность и контактность.
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации.
Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализация, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологиче-ские механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального развития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса.
Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами.
Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики ура!). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .
Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл считывают хуже.
Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу.
В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает в другое вылетает.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.
Особенности развития речи у мальчиков и девочек.
(Некоторые рекомендации родителям и педагогам)
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
| Мальчики | Девочки |
Острота слуха до 8 лет | Выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами | Более чувствительны |
Кожная чувствительность | Ниже | Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать | Быстрое |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). | Быстрое. Имеется уже в 6 лет | Медленное. Трудности даже в 13 лет |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга | Медленное | Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно | Лучше развита речь, но мышление более однотипно |
Поисковая деятельность. Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества | Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи | Лучше выполняют типовые задачи |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) | Лучше | Хуже |
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности | Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти | Длится достаточно долго | Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | Низкое | Высокое |
Скорость чтения | Ниже | Выше |
Правописание | Хуже | Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении | Смотрят не научителя, больше нацелены на информацию | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям) | Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов | Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей | Танки, самолёты, человек – паук | Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи | Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях | Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию | Адаптируются хуже, стараются не подчиниться | Адаптируются лучше |
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи с учетом гендерной идентичности
Особенности развития речи у мальчиков и девочек.(Некоторые рекомендации родителям и педагогам)...
Становление гендерной идентичности ребёнка дошкольника в игре,и формирование у родителей гендерной компетенции
Статья дает обзор гендерной идентичности дошкольника...
Игровая среда способствующая развитию гендерной идентичности детей.
В основном развивающая среда в группах ДОУ направлена больше на девочек чем на маличиков. Поэтому эфективным по моему мнению может оказатся разделение игрового пространства в группе.Грамотно дополненн...
Развитие речи с точки зрения педагога-психолога дошкольного отделения
Для дошкольника своевременное овладение правильной речью, активное использование ее в процессе общения со взрослыми и сверстниками, является одним из основных условий полноценного психофизического раз...
Проблемы с речью с точки зрения нейропсихологии
Нейропсихологический метод изучения и развития речи является единственным на сегодняшний день эффективным способом развития и изучения речи, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками...
Дети с особыми образовательными потребностями. Точка зрения родителей. Точка зрения педагогов.
К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей с нарушением в развитии. Очень важно заранее подготовить педагогов к работе с ребенком с особыми образовательными потреб...
«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».
В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, ч...